Новообретенная икона Богоматери «Неувядаемый цвет». К истории иконостасов Петровской эпохи
https://doi.org/10.51236/2618-7140-2024-7-4-6-35
Аннотация
В отличие от архитектуры и скульптурного убранства Знаменской церкви в Дубровицах, программа и художественные особенности ее иконостаса практически не изучались. Из всего ансамбля уцелело и отреставрировано только десять икон, остальные восстановлены современными мастерами по фотографиям первой половины XX века. В церковном собрании обнаружена редкая икона Богоматери «Неувядаемый Цвет», которая по многим признакам соответствует местному образу Знаменской церкви, но значительно прописана в конце 2010-х годов. В статье рассматриваются оригинальные черты этого памятника в контексте развития иконографии «Неувядаемый Цвет» в России. На дубровицкой иконе Богоматерь представлена как Царица Небесная, с цветком лилии в руках и символами, подчеркивающими апокалиптическую тему. Отмечены детали изображения и технические новации, характерные для искусства мастеров Оружейной палаты конца XVII века. По характеру рисунка, живописным приемам образ соотносится с произведениями К. И. Золотарева, В. Познанского и особенно И. П. Рефусицкого, которые, работая по заказам царской семьи и столичной знати, ориентировались на западноевропейское искусство.
Об авторах
Я. Э. ЗеленинаРоссия
Зеленина Яна Эрнестовна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи Государственного исторического музея; доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
109012, Москва, Красная площадь, д. 1
117133, Москва, ул. Академика Варги, д. 15
Л. П. Тарасенко
Россия
Тарасенко Людмила Петровна, кандидат искусствоведения, заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея
109012, Москва, Красная площадь, д. l
Список литературы
1. 1000-летие русской художественной культуры: [каталог-альбом выставки] / Под ред. А. В. Рындиной. Glückstadt: J. J. Augustin; Hamburg: Offizin Paul Hartung; Repro- & Litho-Werkstatt Meyer; Langenhagen: Albert Rödiger, 1988. 446 с.
2. Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон / Под ред. Е. Поселянина. СПб.: Книгоизд-во П. П. Сойкина, [1909]. Кн. 2, 4.
3. Бусева-Давыдова И. Л. Дубровицы // Большая российская энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 2007. Т. 9. С. 388–389.
4. Вельтман А. Ф. Обновление храма Знамения Пресвятыя Богородицы в селе Дубровицах, основанного в 1690 и освященного в 1704 году, в присутствии храмоздателя государя царя и великого князя Петра Алексеевича. М.: Типография Александра Семена, 1850. 15 с.
5. Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII – начала XVIII в. 1. Старинные описания и рисунки церкви Знамения в усадьбе Дубровицы // Русское искусство XVIII века: материалы и исследования / Под ред. Т. В. Алексеевой. М.: Наука, 1973. С. 20–30.
6. Вьюева Н. А. Аппликативные иконы живописца Василия Познанского в церкви Распятия Большого Кремлевского дворца // Иконы живописца Василия Познанского в церкви Распятия Большого Кремлевского дворца: каталог / ММК. М.: Голден-Би, 2011. С. 7–24.
7. Гатова Т. А. Из истории декоративной скульптуры Москвы начала XVIII в. // Русское искусство XVIII века: материалы и исследования / Под ред. Т. В. Алексеевой. М.: Наука, 1973. С. 31–44.
8. Гравюра греческого мира в московских собраниях: каталог выставки / Сост. О. Р. Хромов. М.: Индрик, 1997. 88 с.
9. Живописные и миниатюрные портреты XVIII – начала XX века в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника: каталог / Сост. Т. Н. Меркулова. Владимир: ГВСМЗ, 2015. 198 с.
10. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. М.: Ковчег, 2010. Кн. 1. Сентябрь. 672 с.
11. Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» / Сост. А. Н. Стрижев. М.: Паломник, 2006. 239 с.
12. Иконы живописца Василия Познанского в церкви Распятия Большого Кремлевского дворца: каталог / ММК. М.: Голден-Би, 2011. (Музеи Московского Кремля). 227 с.
13. Капуста Л. И. Первый российский курорт Марциальные Воды. Петрозаводск: Периодика (Periodika), 2019. 128 с.
14. Кобяков И., свящ. Историко-статистическое описание Кадомского женского Милостиво-Богородицкого монастыря. Тамбов: Губернская земская типография, 1875. 54 с.
15. Ковригина В. А. Немецкая слобода Москвы и ее жители в конце XVII – первой четверти XVIII века. М.: Археографический центр, 1998. (Исследование по русской истории. Вып. 9.) 434 с.
16. Комашко Н. И. Рукописный сборник «Солнце пресветлое» и изобразительные своды чтимых богородичных образов. Текст. Гравюра. Икона // Солнце пресветлое. [Кн. 2] Русский свод сказаний о богородичных иконах. Исследования / Под ред. О. Р. Хромова. М.: Пан Пресс, 2021. С. 157–338.
17. Комашко Н. И., Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях. М.: Северный паломник, 2003. 88 с.
18. Красовский М. В. Церковь села Дубровиц // Известия Императорской археологической комиссии. СПб.: Типография Главного управления уделов, 1910. Вып. 34. С. 55–71. (Вопросы реставрации. Вып. 5.)
19. Лики русской иконы: Древнерусская живопись XVI–XVIII веков из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: каталог выставки / Науч. ред. Г. В. Попов; отв. ред. О. Е. Павловская. М.: Авангард, 1995. 120 с.
20. Ловцов Ф. М., прот. Исторические сведения о церкви Успения Пр. Богородицы, что на Могильцах. М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1899. 124 с.
21. Маковский С. К. Две подмосковныя князя С. М. Голицына // Старые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины. СПб.: Типография «Сириус», 1910. Январь. С. 24–37.
22. Николаева М. В. Иконостасное строительство последней трети XVII века: «столярство и резьба», золочение, иконописные работы: Новодевичий, Донской, Высоко-Петровский, Симонов монастыри. М.: БуксМАрт, 2020. 446 с.
23. Николаева М. В. Иконостасное строительство последней трети XVII века: «столярство и резьба», золочение, иконописные работы: Архангельский собор и дворцовые храмы Московского Кремля. Церкви подмосковных дворцовых сел Измайлово, Алексеевское, Воробьево. М.: БуксМАрт, 2021. 488 с.
24. Павленко А. А. Царский изограф поляк Иван Рефусицкий // Polska – Rosja: Sztuka i Historia: Sztuka polska, sztuka rosyjska i polsko-rosyjskie kontakty artystyczne do początku XX wieku = Польша – Россия: Искусство и история: Польское искусcтво, российское искуcство и польско-российские художественные контакты до начала XX века = Poland – Russia: Art and History: Polish art, Russian art and Polish-Russian artistic relations to the beginning of XX century / Ed. J. Malinowski, I. Gavrash. Warszawa: Polski Instytut Studiów nad Sztuką Świata; Toruń: Tako, 2013. T. 1. С. 79–87.
25. Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. СПб.: Археографическая комиссия, 1893. Т. 4. 1102 стб.
26. Романский Н. А., свящ. Святыня Московского Алексеевского девичьего монастыря. М.: Типография Филатова, 1905. 32 с.
27. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Издание к выставке Государственного Исторического музея 26 декабря 2003 года – 31 мая 2004 года. М.: Художник и книга, 2004. 280 с.
28. Русский паломник. Иллюстрированный еженедельный журнал для религиозно-нравственного чтения. СПб.: А. И. Поповицкий, 1895. № 16.
29. Самойлов Н. Петр Великий на Марциальных водах, открытых 1716 года в Олонецкой губернии. СПб.: Типография Я. Трея, 1852. 89 с.
30. Святыни храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке Москвы / Авт.-сост. иерей Н. К. Скурат, Е. С. Хохлова, Я. Э. Зеленина. М.: Индрик, 2008. 150 с.
31. Семенов К. А. Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения. М.: Памятники исторической мысли, 2006. 240 с.
32. Словарь географический Российского государства / Сост. А. М. Щекатов. М.: Университетская типография, 1804. Ч. 2: Г–К. 874 стб.
33. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М.: Индрик, 2009. 1102 с.
34. Солнце пресветлое. [Кн. 2.] Русский свод сказаний о богородичных иконах. Исследования / Под ред. О. Р. Хромова. М.: Пан пресс, 2021. 346 с.
35. Тарасенко Л. П. «Неувядаемый Цвет», икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. Т. 49: Непеин – Никодим. С. 144–149.
36. Филипович Э. Г. Дубровицкая церковь. Каменная и живая: [путеводитель]. М.: Белмакс, 2009. 56 с.
37. Филипович Э. Г. О Дубровицком храме и не только о нем: [путеводитель]. М.: Паблис, 2023. 112 с.
38. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М.: Радуница, 2001. 95 с.
39. Шведова М. М. Иконостас работы Карпа Золотарева из Успенской церкви Новодевичьего монастыря // Забелинские научные чтения – 2000: Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры: сборник статей / Отв. ред. В. Л. Егоров. М.: ГИМ, 2001. (Труды ГИМ. Вып. 126.) С. 31–48.
40. Шведова М. М. Персональное и историческое в русской иконе XVI–XVII веков // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Издание к выставке Государственного Исторического музея 26 декабря 2003 года – 31 мая 2004 года. М.: Художник и книга, 2004. С. 16–25.
41. Acheimastou-Potamianou M. Icons of the Byzantine Museum of Athens. Athens: Archaeological Receipts Fund Direction of Publications, 1998. 304 p.
42. Bayerisches Nationalmuseum: 120 Meisterwerke / Bearb. von P. Volk, A. Teuscher. München: Universitäts-Druckerei und Verlag Dr. C. Wolf & Sohn, 1991. 152 s.
43. From Byzantium to El Greco. Greek Frescoes and Icons: Exhibition Catalogue / Ed. by M. Acheimastou-Potamianou. Athens: Greek Ministry of Culture; Byzantine Museum of Athens, 1987. 206 p.
44. Πάλλας Δ. Ι. ῾Η Θεοτόκος Ρόδον τὸ ̓Αμάραντον: Εἰκονογραφικὴ ἀνάλυση καὶ καταγωγὴ τοῦ τύπου // ᾿Αρχαιολογικὸν δελτίον. ᾿Αθῆναι, 1973. Τ. 26 (1971). Μ. A. Σ. 225–238.
45. Papastratos D. Paper Icons: Greek Orthodox Religious Engravings, 1665–1899. Athens: Papastratos Publications; Recklinghausen: A. Bongers, 1990. Vol. 1. 336 p.
46. Una Donna Vestita di Sole. LʼImmacolata Concezione nelle opere dei grandi maestri: Cataloghi di mostra / A cura di G. Morello, V. Francia, R. Fusco. Milano: F. Motta, 2005. 311 p.
Рецензия
Для цитирования:
Зеленина Я.Э., Тарасенко Л.П. Новообретенная икона Богоматери «Неувядаемый цвет». К истории иконостасов Петровской эпохи. Secreta Artis. 2024;7(4):7-35. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2024-7-4-6-35
For citation:
Zelenina Ya.E., Tarasenko L.P. The Newly Discovered Icon of the Theotokos "Unfading Bloom": On the History of Iconostases of the Petrine Era. Secreta Artis. 2024;7(4):7-35. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2024-7-4-6-35












