Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск

Основная задача научно-методического журнала «Secreta Artis» – возрождение лучших традиций изобразительного искусства, воссоздание и развитие классической системы художественного образования. Главное направление деятельности журнала – исследования в области теории, техник и технологий традиционного изобразительного искусства, а также публикации, посвященные методам и системам обучения художника и художника-педагога. Во времена расцвета искусств практический опыт передавался из уст в уста, от мастера к ученику, но сегодня у нас нет подобного опыта, так как отсутствуют его носители. Поэтому авторы «Secreta Artis» ведут поиск этих знаний, анализируя данные архивных документов, реставрационных и научных лабораторий, проверяя теорию опытным путем и т. д. «Secreta Arits» знакомит читателей с разнообразными изобразительными техниками: масляной, акварельной, темперной, пастельной, фресковой живописью, рисунком, офортом, скульптурой, мозаикой, витражом, ювелирным делом.

«Secreta Artis» заинтересован в сотрудничестве с российскими и зарубежными художниками, которые занимаются подобными научными изысканиями, разработкой образовательных программ и методик обучения, а также с реставраторами и специалистами в области экспертизы произведений изобразительного искусства.

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 5, № 1 (2022)

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 

6-23 24
Аннотация
Японизм относится к недостаточно изученной пока что странице русского искусства ХХ века. В то же время его популярность на рубеже ХIХ-ХХ столетий совпала с необычайным расцветом русской цветной гравюры. Наряду с признанными мастерами вроде А. П. Остроумовой-Лебедевой и В. Д. Фалилеева, важный вклад в формирование этого явления внесли художники Н. Н. Зедделер и А. П. Сомова-Зедделер. Их творчество до настоящего времени не привлекало пристального внимания исследователей. Литература, в которой бы системно анализировалось их наследие, отсутствует, существуют лишь краткие упоминания в периодической печати той поры, публикации, приуроченные к выставкам 1900-1910-х годов, в которых участвовали художники. Н. Н. Зедделер и А. П. Сомова-Зедделер были хорошо известны в артистических кругах России и Европы в начале столетия. Художественное образование они получили в Мюнхене и Париже, их произведения прекрасно встраиваются в контекст искусства первых лет ХХ века и дополняют картину того времени важными штрихами. Однако в дальнейшем творчество этих мастеров не было оценено по достоинству и оказалось забыто. Необходимо отметить, что восстановление полной биографии обоих авторов крайне затруднено по ряду причин: отход от художественной практики после начала Первой мировой войны, отрывочный и скудный архивный материал, малое число дошедших до нашего времени работ, трагическая и сложная судьба как Н. Н. Зедделера, так и А. П. Сомовой-Зедделер… Таким образом, статья призвана заполнить одну из лакун в истории русского искусства ХХ века. В ней проанализированы гравюры Н. Н. Зедделера и А. П. Сомовой-Зедделер из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, созданные в 1900-1910-х годах и прежде не рассматривавшиеся исследователями.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 

24-37 12
Аннотация
Изучение пейзажа в художественных учебных заведениях обычно сводится к чисто натурной работе - студенты пишут с натуры и только с натуры то, что им «предлагает» природный мотив. Поэтому современный художник как правило не умеет сочинять композиционный пейзаж, не понимает, как создается образ в пейзаже. Он привязан к натуре. Он не знает, что ради задуманного образа пейзажист может, даже обязан что-то преувеличивать, где-то изменять композицию природного мотива, его цвет, пластику, масштабы, какие-то детали убирать... Парадоксально, но абсолютно каждый зритель «узнаёт» памятные для себя места именно в тех пейзажах, которые написаны не с натуры, которые изображают не конкретный пейзажный мотив, но сочинены, очищены ото всех случайностей и ненужных мелочей (как и наши воспоминания об увиденном). И наоборот, зритель не «узнаёт» чисто натурные пейзажи. Тенгиз Абуладзе как-то сказал мне: «В настоящем образе всегда есть узнаваемость, а в конкретике ее нет». Он сформулировал то, что должен понимать каждый художник. Это не значит, что не надо делать с натуры пейзажных этюдов. Их можно и нужно делать. Но в первую очередь необходимо учиться создавать художественный образ. И ни в коем случае нельзя быть в плену у этюда. Впрочем, как и в плену у фотографии. Что происходит при работе с фотографии? Художник становится рабом копирования фотоизображения и сделать уже ничего не может. Фото берет тебя «в клещи», ты ему следуешь, и ничего не получается. Вот это страшная вещь, страшная правда.
38-44 13
Аннотация
В Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки помимо обычного для российских художественных вузов комплекса дисциплин (рисунок, живопись, композиция) студенты изучают большое количество прикладных предметов: витраж, основы ювелирного дела, римскую и флорентийскую мозаику, гончарное искусство, роспись керамики и т. д. Каждый дипломник защищает выпускную квалификационную работу (ВКР), состоящую из станковой картины и прикладной части с использованием любой из освоенных техник. С предметом «Римская мозаика» учащийся знакомится на четвертом курсе. На выполнение небольшой авторской работы отводится 95 часов. Студент делает серию эскизов по темам на выбор: портрет, натюрморт, звери, птицы, рыбы. Самый удачный эскиз переносится в размер и отрисовывается. На этом этапе продумывается структура кладки и модульность будущей мозаики. Обращаясь к данной технике, ребята нередко увлекаются ею и выбирают ее для прикладной части своего диплома. В Академии имеется просторная мозаичная мастерская с большой цветовой палитрой смальты и мрамора. Тут можно найти весь необходимый инструмент для колки: молотки, щипцы, специальную гильотину. Здесь работают как студенты, так и мастера, выполняющие более сложные художественные задачи (в некотором роде происходит наглядное обучение). Ниже представлены работы, выполненные в технике римской мозаики и являющиеся прикладной частью выпускных квалификационных работ.
46-62 8
Аннотация
SA постоянно публикует произведения лучших учеников предпрофессионального отделения Академии. Их результаты напрямую связаны с методикой преподавания и мастерством, талантом преподавателя. В этой статье художник-педагог Алла Давлашян делится своим педагогическим опытом, методическими наработками, которые помогли талантливой трудолюбивой ученице Евгении Кульшенко создать блестящие рисунки.

ИЗ ОПЫТА ХУДОЖНИКА 

РЕЦЕНЗИИ 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ