Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Третье измерение в пейзаже

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2020-3-4-74-82

Полный текст:

Аннотация

Исследование посвящено принципам передачи третьего измерения пространства в пейзажной живописи. Автор анализирует рекомендации, содержащиеся в учебном пособии Дж. Литлджонса по композиции пейзажа (Littlejohns J. The Composition of a Landscape. [London, 1931]). Дж. Литтлджонс описывает и иллюстрирует композиционными схемами четыре метода воспроизведения глубины в пейзаже: 1) изображение длинных дорог, позволяющих выявить пластику земной поверхности; 2) создание «маршрута» для зрителя путем продуманной компоновки форм природного рельефа; 3) введение на разных планах пейзажа вертикально и горизонтально текущих потоков воды; 4) изображение теней облаков на выраженно холмистом ландшафте. Автор статьи сопоставляет схемы из руководства Дж. Литтлджонса с произведениями Г. Г. Нисского, что позволяет осмыслить композиции шедевров классика советской живописи; с другой стороны, пейзажи Нисского помогают глубже понять смысл и эффективность предлагаемых Литтлджонсом методов. Описанные композиционные приемы безусловно актуальны для современных художников (живописцев, графиков, мультипликаторов, дизайнеров и др.), т. к. позволяют достигать пластической выразительности трехмерного пространства в двумерном изображении.

Об авторе

Дарья Владимировна Фомичёва
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: ДНК, 2001. 198 с.

2. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: В. Шевчук, 2014. 367 с.

3. Георгий Григорьевич Нисский [Текст] / [статья Е. Муриной о творчестве художника и репродукции его произведений]. М.: Совет. художник, 1952. 74 с.

4. Каталог Выставки художника Георгия Нисского [текст]: [к 20-летию творческой деятельности]. М.: Советский художник, 1950. [24] с., 8 л. ил.

5. Киселев М. Ф. Георгий Нисский. М.: Изобраз. искусство, 1972. 175 с.

6. Могилевцев В. А. Основы композиции. СПб.: 4арт, 2017.

7. Морозов А. И. Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 2007. 271 с.

8. Нехорошев Ю. И. Художники беседуют… М.: [б. и.], 2007. 185 с.

9. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: АГРАФ, 2012. 235 с.

10. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М: Наука., 1975. 183 с.

11. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. 288 с.

12. Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина Пустынь: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. 261 с.

13. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Сов. художник, 1988. С. 57. 586 с.

14. Littlejohns J. Sketches from Nature in Line and Tone. [London]: Winsor & Newton, [1900]. 39 p.

15. Littlejohns J. The Composition of a Landscape. [London]: Winsor & Newton, [1931]. 37 p.


Для цитирования:


Фомичёва Д.В. Третье измерение в пейзаже. Secreta Artis. 2020;(4):74-82. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2020-3-4-74-82

For citation:


Fomicheva D.V. The Third Dimention in a Landscape. Secreta Artis. 2020;(4):74-82. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2020-3-4-74-82

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)