Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 4 (2020)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 

6-19 83
Аннотация
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в сотрудничестве с Федеральным агентством лесного хозяйства и Министерством природных ресурсов и экологии РФ осуществляет новый творческий проект, имеющий художественное значение, предполагающий природоохранный и экономический результат. Называется проект «Русский лес». Ректор, педагоги, студенты − словом, вся «боттега» Сергея Андрияки работает над запечатлением памятников природы. В этой связи разговор о наследии Ивана Ивановича Шишкина, о его художественных приемах и чувстве природы оказывается и уместным, и актуальным.
28-39 94
Аннотация
Статья посвящена проблемам композиции колористического натюрморта с букетом цветов и выполнения подобного натюрморта в технике многослойной акварели. Автор, опираясь на свой более чем полувековой опыт творческой и педагогической работы, раскрывает основные задачи, стоящие перед художником, главная из которых – сочинить композицию как гармоничный по колористическому решению ансамбль, где «солируют» цветы, а все другие элементы натюрморта (стебли и листья, сосуд для растений, фон и т. д.) играют роль тактичного, уместного «аккомпанемента». В связи с этим подробно рассматриваются варианты удачного выбора тона и цвета фонов для натюрмортов с цветами с учетом особенностей восприятия цвета в зависимости от колорита окружающей растения среды. На примере своих творческих работ автор раскрывает ключевые принципы компоновки и написания натюрмортов с букетами синих, белых, желтых, красных цветов, натюрмортов с букетами полевых трав, а также натюрмортов с цветами на глубоко темных фонах. В статье уделяется внимание вопросам грамотной послойной передачи светотени, указываются наиболее типичные технические трудности в работе акварелью и раскрываются оптимальные способы их решения. Материалы статьи предназначены для педагогов и учащихся художественных учебных заведений всех уровней; также они будут интересны и профессиональным художникам, поскольку автор предлагает решение сложных проблем, возникающих в ходе работы над колоритом в трудной для освоения на высоком уровне технике многослойной акварели.

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 

41-72 132
Аннотация
Статья посвящена истории создания на Валааме собственной художественной школы для монахов и послушников монастыря. Этот процесс состоял из нескольких этапов, связанных как с историческим развитием самой обители, так и с распространением влияния Императорской Академии художеств. Официальное создание живописной школы монастыря, обучавшей художников по академическим методикам, относится к концу XIX – началу XX века, и этот период подготавливался всей предыдущей историей обители. В частности, в монастыре тщательно собиралась коллекция гравюр и репродукций известных произведений религиозной живописи, академических учебных штудий и анатомических атласов, живописных копий с популярных произведений. Основным импульсом для организации школы послужило строительство нового Преображенского собора, расписать который предполагалось силами монастырских художников. В школе преподавали талантливые валаамские монахи Алипий (Константинов) и Лука (Богданов), студент Академии художеств В. А. Бондаренко. Усердными учениками стали главный инициатор создания школы и ее попечитель игумен Гавриил (Гаврилов) и будущий руководитель иконописной мастерской монах Фотий (Яблоков). Работа школы продолжалась вплоть до переезда монахов Валаамской обители на территорию Финляндии вследствие боевых действий на архипелаге во время советско-финской войны 1939–1940 годов.

ИСКУССТВО КАК НАУКА: ТЕОРИЯ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ 

74-82 97
Аннотация
Исследование посвящено принципам передачи третьего измерения пространства в пейзажной живописи. Автор анализирует рекомендации, содержащиеся в учебном пособии Дж. Литлджонса по композиции пейзажа (Littlejohns J. The Composition of a Landscape. [London, 1931]). Дж. Литтлджонс описывает и иллюстрирует композиционными схемами четыре метода воспроизведения глубины в пейзаже: 1) изображение длинных дорог, позволяющих выявить пластику земной поверхности; 2) создание «маршрута» для зрителя путем продуманной компоновки форм природного рельефа; 3) введение на разных планах пейзажа вертикально и горизонтально текущих потоков воды; 4) изображение теней облаков на выраженно холмистом ландшафте. Автор статьи сопоставляет схемы из руководства Дж. Литтлджонса с произведениями Г. Г. Нисского, что позволяет осмыслить композиции шедевров классика советской живописи; с другой стороны, пейзажи Нисского помогают глубже понять смысл и эффективность предлагаемых Литтлджонсом методов. Описанные композиционные приемы безусловно актуальны для современных художников (живописцев, графиков, мультипликаторов, дизайнеров и др.), т. к. позволяют достигать пластической выразительности трехмерного пространства в двумерном изображении.
84-95 99
Аннотация
Changes in the formulation of pigments and paint binders and the presence of additives used in the history of painting can complicate the interpretation of analytical data and may influence the characterization of the materials used in artworks. The limitations of the common analytical tools used to identify potential paint components including metallic driers, pigments, and the inorganic substrates of lake colors may also make analysis more difficult. X-Ray Fluorescence (XRF) spectroscopy is a common non-destructive technique used to collect inorganic elemental information from artworks. Advancements in XRF technology now permit the gathering of data from multi-layered paint systems and scanning technology can help characterize pigments across the entire surface of an artwork. These tools require an even greater understanding of the potential materials in an artwork to avoid misinterpretation of the data. The authors tested XRF’s ability to characterize lead, manganese, and cobalt driers. The presence of metallic driers could have an impact on the interpretation of the inorganic components in paint films. Lake pigment substrates often contain aluminum, tin, and calcium salts. The detection of these ions was also studied. Finally, the XRF detection of aluminum in lapis lazuli samples was assessed. These three groups of materials were also mixed with driers and/or other pigments to determine whether the presence of additional metal ions inhibited the detection of the characteristic elements. The authors used a Bruker ArtTax Micro XRF and a handheld Bruker Tracer III-SD XRF unit with and without a vacuum or helium purge for these experiments.


ISSN 2618-7140 (Print)