Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Картинные рамы Александра Самохвалова : традиции и новаторство

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-2-6-26

Полный текст:

Аннотация

В последние годы в отечественных музеях наметились две противоречивые тенденции, связанные с изучением и экспонированием картинных рам. С одной стороны, эти произведения оказались наконец в фокусе научных интересов, появились публикации, посвященные развитию рамочного дела в России. Вместе с тем обрамление картин в музеях по-прежнему не осуществляется на основании проведенных исследований. В условиях активно развивающегося багетного рынка искусствоведы все чаще заменяют исторические рамы фабричным ширпотребом, не задумываясь ни об исторической достоверности и подлинности рам, ни о необходимости следования авторской концепции. Между тем известно, что художники различных эпох, как правило, с большим вниманием относились к выбору картинного обрамления, а некоторые сами его создавали. К последним относится и А. Н. Самохвалов. Целью данной статьи является изучение рам Самохвалова, а также привлечение внимания специалистов к проблеме авторского картинного обрамления. Рамы Самохвалова отличаются оригинальным дизайном и в значительной степени влияют на восприятие живописи. Несмотря на то что творчеству художника посвящено немало искусствоведческих трудов, никто из исследователей не уделил внимания проблеме картинного обрамления. В данной статье в научный оборот впервые вводятся чертежи и рисунки рам Самохвалова, а также созданные по ним оригинальные произведения. На основании сравнительного анализа атрибутируются рамы художника из собраний различных музеев. В результате стилистического анализа и сопоставления созданных художником рам с картинными обрамлениями XVII–XX веков выявляются традиционные и новаторские черты в работах Самохвалова. Статья освещает неизученную грань творчества художника, дает возможность по-новому увидеть его работы. Исследование позволит в дальнейшем сохранить уникальные рамы Самохвалова в музеях страны, экспонировать его произведения в соответствии с авторским замыслом.

Об авторе

Оксана Александровна Лысенко
Государственный Русский музей Российской Федерации
Россия

Старший научный сотрудник отдела исторического музейного оборудования и картинных рам 

191186, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д. 4 



Список литературы

1. Александр Николаевич Самохвалов. Выставка произведений: каталог / Авт.-сост. И. Баршева, К. Сазонова. Л.: Художник РСФСР, 1963. 48 с.

2. Баршева И. Н., Сазонова К. К. Александр Николаевич Самохвалов. Л.: Художник РСФСР, 1963. 106 с.

3. Давыдова О. С. Экспансия образа. Рамы эпохи модерна // Рама как объект искусства: материалы научной конференции / Науч. ред. Т. Л. Карпова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015. С. 169–181.

4. Иттен И. Искусство цвета. М.: Д. Аронов, 2011. 95 с.

5. Картина и рама. Диалоги / Науч. ред. Т. Л. Карпова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014. 436 с.

6. Клещар-Самохвалова М. Я благодарна судьбе // Александр Самохвалов. В годы беспокойного солнца: Проза. Статьи. О художнике: Критика, воспоминания, письма / Сост. М. Клещар-Самохвалова. СПб.: Всемирное слово, 1996. С. 279−286.

7. Лысенко О. Елизавета Меркурьевна Бем (1843−1914) // Антикварное обозрение. 2006. № 4. С. 26−27.

8. Лысенко О. А. «Живопись… должна прийти к раме». К проблеме сохранения авторского замысла К. С. Малевича // Рама как объект искусства: материалы научной конференции / Науч. ред. Т. Л. Карпова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015. С. 199−216.

9. Лысенко О. А. История художественных рам в России XIX – начала XX века // Одеть картину. Художественные рамы в России XVIII – начала XX века: каталог выставки / Сост. О. А. Лысенко, И. В. Файзулина, науч. ред. Е. Петрова. СПб.: Palace Editions, 2005. С. 21−33.

10. Лысенко О. А. Картинная рама в музейной экспозиции: проблемы подлинности и интерпретации // Музей – Памятник – Наследие. 2018. № 2 (4). С. 103–111.

11. Лысенко О. От архитектонов К. С. Малевича – к супрематическим рамам Н. М. Суетина // Панорама искусств. 2019. № 4. С. 179−199.

12. Лысенко О. А. «…Убедить не словами, а делом в замечательности новых пропорций» (о супрематических рамах Н. М. Суетина) // Страницы истории отечественного искусства: сборник статей по материалам научной конференции / Науч. рук. Е. Н. Петрова. СПб.: Государственный Русский музей, 2020. С. 260–270.

13. Мусакова О. К истории художественного объединения «Круг художников» // Объединение «Круг художников». 1926−1932: каталог выставки / Сост. В. Ловякина и др. СПб.: Palace Editions, 2007. С. 5−18.

14. Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия / Вступ. ст. Ю. А. Русакова. 2-е изд. Л.: Искусство, 1982. 656 с.

15. Самохвалов А. Мой творческий путь. Л.: Художник РСФСР, 1977. 320 с.

16. Самохвалов А. О портрете эпохи // Александр Самохвалов. В годы беспокойного солнца. Проза. Статьи о художнике. Критика, воспоминания, письма / Сост. М. Клещар-Самохвалова. СПб.: Всемирное слово, 1996. С. 198−200.

17. Самохвалов А. Трехцветие и сферическая перспектива // Александр Самохвалов. В годы беспокойного солнца. Проза. Статьи о художнике. Критика, воспоминания, письма / Сост. М. Клещар-Самохвалова. СПб.: Всемирное слово, 1996. С. 202−208.

18. Стругацкий Н. Александр Самохвалов. Л.−М.: Огиз Изогиз, 1933. 76 с.

19. Шакирова Л. У них была великая эпоха // Александр Самохвалов. 1894−1971: каталог выставки / Сост. О. Гаврилюк и др. СПб.: Palace Editions, 2014. С. 5−15.

20. 100 лет Русского музея в фотографиях. 1898−1998 / Сост. Г. Поликарпова. СПб.: Palace Editions, 1998. 100 с.

21. Cahn I. Edgar Degas. Gold or Colour // In Perfect Harmony. Picture + Frame. 1850−1920 / Ed. E. Mendgen. Washington: University of Washington Press, 1995. P. 129−138.

22. Mendgen E. Art or Decoration. Picture and Frame in the Work of Stuck and Klimt // In Perfect Harmony. Picture + Frame. 1850−1920 / Ed. E. Mendgen. Washington: University of Washington Press, 1995. P. 97−126.

23. Mendgen E. James McNeill Whistler. “…carrying on the particular harmony throughout…” // In Perfect Harmony. Picture + Frame. 1850−1920 / Ed. E. Mendgen. Washington: University of Washington Press, 1995. P. 87−94.

24. Mitchell P., Roderts L. Frameworks. Form, Function and Ornament in European Portrait Frames. London: Merrell Holberton Publ., 1996. 480 p.


Для цитирования:


Лысенко О.А. Картинные рамы Александра Самохвалова : традиции и новаторство. Secreta Artis. 2021;4(2):6-26. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-2-6-26

For citation:


Lysenko O.A. Alexander Samokhvalov's picture frames : tradition and innovation. Secreta Artis. 2021;4(2):6-26. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-2-6-26

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)