Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск

Основная задача научно-методического журнала «Secreta Artis» – возрождение лучших традиций изобразительного искусства, воссоздание и развитие классической системы художественного образования. Главное направление деятельности журнала – исследования в области теории, техник и технологий традиционного изобразительного искусства, а также публикации, посвященные методам и системам обучения художника и художника-педагога. Во времена расцвета искусств практический опыт передавался из уст в уста, от мастера к ученику, но сегодня у нас нет подобного опыта, так как отсутствуют его носители. Поэтому авторы «Secreta Artis» ведут поиск этих знаний, анализируя данные архивных документов, реставрационных и научных лабораторий, проверяя теорию опытным путем и т. д. «Secreta Arits» знакомит читателей с разнообразными изобразительными техниками: масляной, акварельной, темперной, пастельной, фресковой живописью, рисунком, офортом, скульптурой, мозаикой, витражом, ювелирным делом.

«Secreta Artis» заинтересован в сотрудничестве с российскими и зарубежными художниками, которые занимаются подобными научными изысканиями, разработкой образовательных программ и методик обучения, а также с реставраторами и специалистами в области экспертизы произведений изобразительного искусства.

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 7, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

6-35 131
Аннотация

В отличие от архитектуры и скульптурного убранства Знаменской церкви в Дубровицах, программа и художественные особенности ее иконостаса практически не изучались. Из всего ансамбля уцелело и отреставрировано только десять икон, остальные восстановлены современными мастерами по фотографиям первой половины XX века. В церковном собрании обнаружена редкая икона Богоматери «Неувядаемый Цвет», которая по многим признакам соответствует местному образу Знаменской церкви, но значительно прописана в конце 2010-х годов. В статье рассматриваются оригинальные черты этого памятника в контексте развития иконографии «Неувядаемый Цвет» в России. На дубровицкой иконе Богоматерь представлена как Царица Небесная, с цветком лилии в руках и символами, подчеркивающими апокалиптическую тему. Отмечены детали изображения и технические новации, характерные для искусства мастеров Оружейной палаты конца XVII века. По характеру рисунка, живописным приемам образ соотносится с произведениями К. И. Золотарева, В. Познанского и особенно И. П. Рефусицкого, которые, работая по заказам царской семьи и столичной знати, ориентировались на западноевропейское искусство.

НАГЛЯДНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ВОСПОМИНАНИЯ О ХУДОЖНИКЕ

54-61 40
Аннотация

SA публикует серию воспоминаний из собранных в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки материалов к научной биографии одного из крупнейших отечественных мастеров пейзажа второй половины XX – начала XXI века Михаила Георгиевича Абакумова (1948–2010). В этом номере представлена первая часть воспоминаний его друга, заслуженного художника России Виктора Алексеевича Орлова. Диктофонная запись, подвергнутая минимальной редакторской обработке, была осуществлена 3 февраля 2023 года. С В. А. Орловым и его супругой Марией Эдмундовной Орловой-Менск беседовали сотрудники Академии Борис Александрович Шаров и Дарья Владимировна Фомичёва.

РЕЦЕНЗИИ

62-71 29
Аннотация

Журнал публикует выдержки из рецензии на выпускную квалификационную работу С. С. Арустамовой-Андрияки и М. С. Шероновой, которая представляет собой выполненное в технике майолики декоративное панно «Школа акварели Сергея Андрияки». Оно предназначено для украшения фасада здания Школы акварели Сергея Андрияки в Гороховском переулке в Москве. Автор рецензии находит параллели для этого произведения в памятниках эпохи модерна и неорусского стиля и рассматривает символические подтексты панно.

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

73-79 22
Аннотация

В статье рассматриваются историко-культурные и правовые аспекты частного коллекционирования археологических артефактов и деятельности т.н. поисковиков (частных лиц, занимающихся поиском древностей). Актуальность темы обусловлена многолетним конфликтом между профессиональным археологическим сообществом и любителями – собирателями древностей, а также неопределенностью правового положения частных изысканий. Обозначив проблему поступления археологических ценностей в музеи и частные собрания и кратко описав подходы к ее решению в отдельных странах, автор статьи предлагает на правовом уровне интегрировать частную инициативу в систему охраны археологического наследия для сохранения научной ценности находок.