Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск

Основная задача научно-методического журнала «Secreta Artis» – возрождение лучших традиций изобразительного искусства, воссоздание и развитие классической системы художественного образования. Главное направление деятельности журнала – исследования в области теории, техник и технологий традиционного изобразительного искусства, а также публикации, посвященные методам и системам обучения художника и художника-педагога. Во времена расцвета искусств практический опыт передавался из уст в уста, от мастера к ученику, но сегодня у нас нет подобного опыта, так как отсутствуют его носители. Поэтому авторы «Secreta Artis» ведут поиск этих знаний, анализируя данные архивных документов, реставрационных и научных лабораторий, проверяя теорию опытным путем и т. д. «Secreta Arits» знакомит читателей с разнообразными изобразительными техниками: масляной, акварельной, темперной, пастельной, фресковой живописью, рисунком, офортом, скульптурой, мозаикой, витражом, ювелирным делом.

«Secreta Artis» заинтересован в сотрудничестве с российскими и зарубежными художниками, которые занимаются подобными научными изысканиями, разработкой образовательных программ и методик обучения, а также с реставраторами и специалистами в области экспертизы произведений изобразительного искусства.

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 6, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 

НАГЛЯДНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ 

ИЗ ОПЫТА ХУДОЖНИКА 

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 

49-61 8
Аннотация

Пейзаж становится одним из магистральных жанров ленинградского фарфора периода «оттепели», что отражает особенности советской культуры второй половины 1950-х – 1960-х годов с характерным для нее стремлением к освоению новых пространств, изменением облика городов и массовым строительством. К нему обращаются такие известные художники-фарфористы, как Владимир Городецкий, Нина Славина, Антонина Семёнова, Лариса Григорьева, Тамара Безпалова-Михалёва, Лидия Лебединская и др. При интерпретации пейзажей в «современном стиле» они часто стремятся передать «общее впечатление от изображаемого» посредством использования отдельных знаковых мотивов, позволяя фантазии зрителя самостоятельно достроить образ. Пейзажи могут носить стилизованный, графичный характер или, напротив, отличаться живописной свободой. В некоторых случаях пейзаж сближается с абстракцией, символически передавая характер того или иного времени года. В трактовке городских и пригородных пейзажей художники часто используют  ярусный тип композиции, сочетая лаконичность линейного рисунка и яркий выразительный колорит или, напротив, делая его почти монохромным. Облик Ленинграда трансформируется в фарфоре в соответствии с требованиями «современного стиля»: строгая классика объединяется с модернисткой стилизацией. Художников привлекает тема нового строительства, воплощаемая в изображениях возводимых домов, подъемных кранов, индустриальных конструкций. Пейзажи в фарфоре отличаются гармоничностью сочетания формы и росписи. Художники часто стремятся подчеркнуть особенности формы, соответственно ей выстраивая композицию и расставляя визуальные акценты. Они нередко оставляют бо́льшую часть поверхности предметов без росписи, подчеркивая красоту и звонкую белизну фарфора или используя ее как элемент художественного образа. В то же время художники активно применяют прием цветного крытья, нередко дополненного линейной росписью или прочисткой, а также экспериментируют с непредсказуемыми эффектами растекания красок. Колористическое решение росписей предельно лаконично: обычно используется не более двух-трех цветов.

РЕЦЕНЗИИ 

ЗАМЕТКИ. РЕПЛИКИ. ОТКЛИКИ