Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 1 (2019)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 

4-15 9
Аннотация
Статья представляет собой анализ профессиональным художником ряда шедевров натюрмортной живописи, созданных античными, западноевропейскими и русскими мастерами. Предметом анализа являются особенности художественного образа в натюрморте, принципов его постановки, композиционного решения, работы с пространством, светом и цветом, силуэтом, фактурой и т. д. обсуждаются вопросы соотношения предмета и фона. Описаны принципы создания натюрмортов по памяти и с натуры. На примере шедевров художников-классиков обсуждается разнообразие задач при создании символического и аллегорического натюрморта, натюрморта-обманки, натюрморта, в котором приоритетом является максимально качественное изображение предмета, а также натюрморта на пленэре, колористического и декоративного натюрморта. В статье обсуждаются эстетические проблемы композиции в натюрмортах художников-классиков, а также ряд ключевых принципов работы с натюрмортом в XX в. умение анализировать натюрморты необходимо каждому художнику. Данные материалы адресованы прежде всего профессиональным художникам и художникам-педагогам. Статья является второй в серии публикаций, посвященных проблемам постановки натюрморта, которые непосредственно связаны с задачей создания художественного образа в натюрморте.
16-29 23
Аннотация
В статье предпринята попытка осмыслить и описать применение круга (шара) и родственной ему формы овала (яйца) в качестве широко распространенной основы композиции в классическом европейском изобразительном искусстве. Круг и овал в периоды античности, средневековья и ренессанса имели глубокое символическое значение, являлись богословским и философским визуальным текстом. К XVIII-XIX вв. традиция использования данных символов как основ композиции постепенно превращается в прием виньетирования, который позволяет создавать цельные и гармоничные произведения изобразительного искусства. В статье приводятся цитаты из диалогов Платона относительно платоновых тел - правильных многогранников и шара как высшего, наиболее совершенного трехмерного тела, символа совершенства и бесконечности. Платон также описывает движение по кругу как наиболее совершенное. В связи с этим неслучайно художники ренессанса и Нового времени отдавали предпочтение не только композициям на основе шара и «яйца», но и подобным круговому движениям по спиралевидным и змеевидным линиям. Таким образом, композиции, построенные на основе круга (шара) и/или овала (яйца) глубоко укоренены в богословских и философских воззрениях, базируются на нашедших свое отражение в мифологии визуальных архетипах и удачно учитывают психологию зрительного восприятия.

ИСКУССТВО КАК НАУКА: ТЕОРИЯ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ 

34-47 20
Аннотация
Автор статьи описывает базовые принципы постановки натюрморта, опираясь на свой более чем пятидесятилетний опыт художника и сорокалетний опыт художника-педагога. В простых и понятных каждому, у кого есть опыт рисования, рекомендациях формулируются ключевые правила постановки натюрморта. Они позволяют создавать композиции, в которых учтены основные законы психологии зрительного восприятия, принципы соподчинения второстепенного и главного, организации смыслового центра и периферийных частей натюрморта, грамотной раскладки его первого, центрального и дальнего планов. Уделено внимание приемам осмысленной работы с тоновыми и цветовыми контрастами, ритмами, фактурами, массами. Описаны правила расположения наиболее сильных тоновых и цветовых контрастов в зрительном поле, взаимодействия ярких и нейтральных цветов, охарактеризован прием группировки цвета. Рассмотрен вопрос постановки натюрморта как единства неповторимых элементов. Статья позволяет понять основные законы композиции в натюрмортной живописи и избежать типичных ошибок при постановке учебного и творческого натюрморта. Она предназначена прежде всего для художников-педагогов, преподающих натюрмортную живопись, но будет также полезна учащимся художественных учебных заведений всех уровней, профессиональным художникам, искусствоведам.
48-57 22
Аннотация
В статье рассматривается техника живописи Веласкеса в связи с особенностями пигментов, которые он использовал в работе. Для живописи Веласкеса характерно широкое применение белил из кальцита (СaСO3). Автор статьи приводит результаты практического освоения живописи с использованием Vela’zquez Medium - белил из кальцита, стертого с льняным маслом. Введение Vela’zquez Medium в состав масляных красок меняет их реологические свойства. Краски становятся существенно более «тягучими», «тянущимися» и прозрачными, появляется возможность писать корпусно без опасности возникновения трещин и осыпей красочного слоя. Белила на основе кальцита, в отличие от современных белил для живописи, почти не холодят краски, пигменты в смеси с кальцитовыми белилами практически не теряют своей интенсивности. В статье приводится анализ ограниченной палитры красок Веласкеса, в которую входили: свинцовые и кальцитовые белила; желтые оксиды железа (охра или гетит), свинцово-оловянистая желтая, неаполитанская желтая; оранжевые оксиды железа (охра); красные оксиды железа (охра или гематит), вермильон, органическая красная (кармин или краплак); азурит, натуральный ультрамарин, смальта; коричневые оксиды железа (охра), оксид марганца (умбра); уголь из растительного сырья или костей животных. Веласкес выполнял зеленые, используя смеси азурита, желтого оксида железа и свинцово-оловянистой желтой, фиолетовые - на основе смесей органического красного пигмента и азурита.

НАГЛЯДНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ 

ИЗ ОПЫТА ХУДОЖНИКА 

76-81 16
Аннотация
В статье кратко изложена технология изготовления флорентийской мозаики, описаны необходимые станки, инструменты и материалы для обустройства мастерской, дается подробная инструкция по модификации точила станка для работы над деталями мозаики из каменных пластин.

РЕЦЕНЗИИ 

ХРОНИКА 



ISSN 2618-7140 (Print)