Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
№ 1 (2019)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 

4-15 148
Аннотация
Статья представляет собой анализ профессиональным художником ряда шедевров натюрмортной живописи, созданных античными, западноевропейскими и русскими мастерами. Предметом анализа являются особенности художественного образа в натюрморте, принципов его постановки, композиционного решения, работы с пространством, светом и цветом, силуэтом, фактурой и т. д. обсуждаются вопросы соотношения предмета и фона. Описаны принципы создания натюрмортов по памяти и с натуры. На примере шедевров художников-классиков обсуждается разнообразие задач при создании символического и аллегорического натюрморта, натюрморта-обманки, натюрморта, в котором приоритетом является максимально качественное изображение предмета, а также натюрморта на пленэре, колористического и декоративного натюрморта. В статье обсуждаются эстетические проблемы композиции в натюрмортах художников-классиков, а также ряд ключевых принципов работы с натюрмортом в XX в. умение анализировать натюрморты необходимо каждому художнику. Данные материалы адресованы прежде всего профессиональным художникам и художникам-педагогам. Статья является второй в серии публикаций, посвященных проблемам постановки натюрморта, которые непосредственно связаны с задачей создания художественного образа в натюрморте.
16-29 200
Аннотация
В статье предпринята попытка осмыслить и описать применение круга (шара) и родственной ему формы овала (яйца) в качестве широко распространенной основы композиции в классическом европейском изобразительном искусстве. Круг и овал в периоды античности, средневековья и ренессанса имели глубокое символическое значение, являлись богословским и философским визуальным текстом. К XVIII-XIX вв. традиция использования данных символов как основ композиции постепенно превращается в прием виньетирования, который позволяет создавать цельные и гармоничные произведения изобразительного искусства. В статье приводятся цитаты из диалогов Платона относительно платоновых тел - правильных многогранников и шара как высшего, наиболее совершенного трехмерного тела, символа совершенства и бесконечности. Платон также описывает движение по кругу как наиболее совершенное. В связи с этим неслучайно художники ренессанса и Нового времени отдавали предпочтение не только композициям на основе шара и «яйца», но и подобным круговому движениям по спиралевидным и змеевидным линиям. Таким образом, композиции, построенные на основе круга (шара) и/или овала (яйца) глубоко укоренены в богословских и философских воззрениях, базируются на нашедших свое отражение в мифологии визуальных архетипах и удачно учитывают психологию зрительного восприятия.

ИСКУССТВО КАК НАУКА: ТЕОРИЯ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ 

34-47 344
Аннотация
Автор статьи описывает базовые принципы постановки натюрморта, опираясь на свой более чем пятидесятилетний опыт художника и сорокалетний опыт художника-педагога. В простых и понятных каждому, у кого есть опыт рисования, рекомендациях формулируются ключевые правила постановки натюрморта. Они позволяют создавать композиции, в которых учтены основные законы психологии зрительного восприятия, принципы соподчинения второстепенного и главного, организации смыслового центра и периферийных частей натюрморта, грамотной раскладки его первого, центрального и дальнего планов. Уделено внимание приемам осмысленной работы с тоновыми и цветовыми контрастами, ритмами, фактурами, массами. Описаны правила расположения наиболее сильных тоновых и цветовых контрастов в зрительном поле, взаимодействия ярких и нейтральных цветов, охарактеризован прием группировки цвета. Рассмотрен вопрос постановки натюрморта как единства неповторимых элементов. Статья позволяет понять основные законы композиции в натюрмортной живописи и избежать типичных ошибок при постановке учебного и творческого натюрморта. Она предназначена прежде всего для художников-педагогов, преподающих натюрмортную живопись, но будет также полезна учащимся художественных учебных заведений всех уровней, профессиональным художникам, искусствоведам.
48-57 207
Аннотация
В статье рассматривается техника живописи Веласкеса в связи с особенностями пигментов, которые он использовал в работе. Для живописи Веласкеса характерно широкое применение белил из кальцита (СaСO3). Автор статьи приводит результаты практического освоения живописи с использованием Vela’zquez Medium - белил из кальцита, стертого с льняным маслом. Введение Vela’zquez Medium в состав масляных красок меняет их реологические свойства. Краски становятся существенно более «тягучими», «тянущимися» и прозрачными, появляется возможность писать корпусно без опасности возникновения трещин и осыпей красочного слоя. Белила на основе кальцита, в отличие от современных белил для живописи, почти не холодят краски, пигменты в смеси с кальцитовыми белилами практически не теряют своей интенсивности. В статье приводится анализ ограниченной палитры красок Веласкеса, в которую входили: свинцовые и кальцитовые белила; желтые оксиды железа (охра или гетит), свинцово-оловянистая желтая, неаполитанская желтая; оранжевые оксиды железа (охра); красные оксиды железа (охра или гематит), вермильон, органическая красная (кармин или краплак); азурит, натуральный ультрамарин, смальта; коричневые оксиды железа (охра), оксид марганца (умбра); уголь из растительного сырья или костей животных. Веласкес выполнял зеленые, используя смеси азурита, желтого оксида железа и свинцово-оловянистой желтой, фиолетовые - на основе смесей органического красного пигмента и азурита.

НАГЛЯДНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ 

ИЗ ОПЫТА ХУДОЖНИКА 

76-81 128
Аннотация
В статье кратко изложена технология изготовления флорентийской мозаики, описаны необходимые станки, инструменты и материалы для обустройства мастерской, дается подробная инструкция по модификации точила станка для работы над деталями мозаики из каменных пластин.

РЕЦЕНЗИИ 

ХРОНИКА 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)