Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Композиционные приемы классической европейской школы живописи: виньетирование

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринята попытка осмыслить и описать применение круга (шара) и родственной ему формы овала (яйца) в качестве широко распространенной основы композиции в классическом европейском изобразительном искусстве. Круг и овал в периоды античности, средневековья и ренессанса имели глубокое символическое значение, являлись богословским и философским визуальным текстом. К XVIII-XIX вв. традиция использования данных символов как основ композиции постепенно превращается в прием виньетирования, который позволяет создавать цельные и гармоничные произведения изобразительного искусства. В статье приводятся цитаты из диалогов Платона относительно платоновых тел - правильных многогранников и шара как высшего, наиболее совершенного трехмерного тела, символа совершенства и бесконечности. Платон также описывает движение по кругу как наиболее совершенное. В связи с этим неслучайно художники ренессанса и Нового времени отдавали предпочтение не только композициям на основе шара и «яйца», но и подобным круговому движениям по спиралевидным и змеевидным линиям. Таким образом, композиции, построенные на основе круга (шара) и/или овала (яйца) глубоко укоренены в богословских и философских воззрениях, базируются на нашедших свое отражение в мифологии визуальных архетипах и удачно учитывают психологию зрительного восприятия.

Об авторе

Дарья Владимировна Фомичева
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Ван Гог В. Письма к брату тео / пер. П. Мелковой. СПб.: Азбука-классика, 2007. 384 с.

2. Гете И. В. Об искусстве / сост. А. В. Гулыга. М.: Искусство, 1975. 623 с.

3. Иеннике Ф. Руководство к живописи масляными красками / полн. пер. с 4-го нем. изд., испр. и доп., Л. Соловьева. 2-е изд. СПб.: В. И. Губинский, [1909]. 208 с.

4. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентинского / пер. А. А. Губера, В. К. Шилейко. М.: оГИЗ-ИЗоГИЗ, 1934. 384 с.

5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. 816 с.

6. Мастера искусства об искусстве. т. 2: Эпоха Возрождения / под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М.: Искусство, 1966. 398 с.

7. Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. т. 2. 719 с.

8. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 т. М.: Наука, 1985. т. 3. 496 с.

9. Палладио А. Четыре книги об архитектуре / пер. И. В. Жолтовского. М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1938.

10. Платон. Собр. соч. В 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль. 1990-1994.

11. Сигарип Л. Живопись масляными красками, акварелью и пастелью: практ. руководство для художников-самоучек по живописи масляными красками, акварелью и пастелью. 2-е изд. Пг., М.: М. Н. Петров, 1916. 96 с.

12. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии / сост. И. т. Касавин; общ. ред. М. А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990. 720 с.

13. Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987. 254 с.

14. Хокни Д. Секреты старых картин. М.: Арт-Родник, 2004. 236 с.

15. Шевелев И. Основы гармонии. Визуальные и числовые образы реального мира. М.: ЛУЧ, 2009. 360 с.

16. Bower P. Turner’s Papers. A study of the Manufacture, Selection and Use of His Drawing Papers, 1787-1820. London: Tate Gallery, 1990. 135 p.

17. Green N. E. Hints on Sketching from Nature. Part I. 27th ed. London: George Rowney and Company, [s. a.]. 52 p.

18. Green N. E. Hints on Sketching from Nature. Part II: Light and Shade. 23rd ed. London: George Rowney and Company, [s. a.]. 40 p.

19. Green N. E. Hints on Sketching from Nature. Part III: Colour. 28th ed. London: George Rowney and Company, [s. a.]. 68 p.

20. Maillet A. the Claude Glass. Use and Meaning of the Black Mirror in Western Art. New York: Zone Books, 2004. 300 p.


Для цитирования:


Фомичева Д.В. Композиционные приемы классической европейской школы живописи: виньетирование. Secreta Artis. 2019;(1):16-29.

For citation:


Fomicheva D.V. Compositional Techniques of the Classical European School of Painting: Vignetting. Secreta Artis. 2019;(1):16-29. (In Russ.)

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)