Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Длинные» белила Веласкеса. Палитра Веласкеса

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается техника живописи Веласкеса в связи с особенностями пигментов, которые он использовал в работе. Для живописи Веласкеса характерно широкое применение белил из кальцита (СaСO3). Автор статьи приводит результаты практического освоения живописи с использованием Vela’zquez Medium - белил из кальцита, стертого с льняным маслом. Введение Vela’zquez Medium в состав масляных красок меняет их реологические свойства. Краски становятся существенно более «тягучими», «тянущимися» и прозрачными, появляется возможность писать корпусно без опасности возникновения трещин и осыпей красочного слоя. Белила на основе кальцита, в отличие от современных белил для живописи, почти не холодят краски, пигменты в смеси с кальцитовыми белилами практически не теряют своей интенсивности. В статье приводится анализ ограниченной палитры красок Веласкеса, в которую входили: свинцовые и кальцитовые белила; желтые оксиды железа (охра или гетит), свинцово-оловянистая желтая, неаполитанская желтая; оранжевые оксиды железа (охра); красные оксиды железа (охра или гематит), вермильон, органическая красная (кармин или краплак); азурит, натуральный ультрамарин, смальта; коричневые оксиды железа (охра), оксид марганца (умбра); уголь из растительного сырья или костей животных. Веласкес выполнял зеленые, используя смеси азурита, желтого оксида железа и свинцово-оловянистой желтой, фиолетовые - на основе смесей органического красного пигмента и азурита.

Об авторе

Джордж О’Хэнлон
Natural Pigments (США, Калифорния)
Россия


Список литературы

1. Батти Х., Принг А. Минералогия для студентов. М.: Мир, 2001. 432 с.

2. Иеннике Ф. Живопись масляными красками: полн. практ. рук-во к изуч. живописи масляными красками / пер. и доп. по соч. проф. Гупиля П. Александров [псевд. П. А. федорова]. СПб.: М. Н. Петров (кн-во «А.ф. Сухова»), 1914. 142 с.

3. Касань А. Руководство к рисованию акварелью. М.: Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки, 2007. 224 с.

4. О’Хэнлон Д., Фомичева Д. В. Краски из цветного и бесцветного стекла в живописи Рембрандта // Secreta Artis. 2018. № 1 (01). С. 20-29.

5. Ченнини Ч. Книга об искусстве, или трактат о живописи / пер. А. Лужнецкой; под ред. А. Рыбникова. М.: ОГИЗ - ИЗОГИЗ, 1933. 139 с.

6. Antunes V., Candeias A., Oliveira M. J., Longelin S., Semfão V., Seruya A. I., Coroado J., Dias L., Mirão J., Carvalho M. L. Characterization of Gypsum and Anhydrite Ground Layers in 15th and 16th Centuries Portuguese Paintings by Raman Spectroscopy and other // Journal of Raman Spectroscopy. November 2014. Vol. 45, issue 11-12. P. 1026-1033 (SCOPUS, дата обращения: 28.12.2018).

7. Brown J., Garrido C. Velázquez. The Technique of Genius. New Haven; London: Yale University Press, 1998. 216 p.

8. Garofano I., Pérez-Rodríguez J. L., Robador M. D., Duran A. An Innovative Combination of Non-Invasive UV-Visible-FORS, XRD and XRF Techniques to Study Roman Wall Paintings from Seville, Spain // Journal of Cultural Heritage. November 2016. Vol. 22. P. 1028-1039 (SCOPUS, дата обращения: 28.12.2018).

9. Gutiérrez-Neira P. C., Agulló-Rueda F., Climent-Font A., Garrido C. Raman Spectroscopy Analysis of Pigments on Diego velázquez Paintings // Vibrational Spectroscopy. November 2013. vol. 69. P. 13-20.

10. Han M., Lee H. H. A Scientific Analysis of Ancient Pigments on Wall Paintings at Yeongsanjeon in Ttondo Temple Using a Field-XRF // MUN HWA JAE. Annual Review in Cultural Heritage Studies. 2011. Vol. 44, Issue 3. P. 132-149 (WoS, дата обращения: 03.09.2018).

11. Iriarte M., Hernanz A., Vallejo-Gavira J. M., Alcolea-González J. J., De Balbin- Behrmann R. μ-raman Spectroscopy of Prehistoric Paintings from the El Reno Cave (Valdesotos, Guadalajara, Spain) // Journal of Archaeological Science: Reports. August 2017. Vol. 14. P. 454-460 (SCOPUS, дата обращения 28.12.2018).

12. Larry K., Carr D. W. Velázquez’s Christ after the Flagellation: Technique in Context // National Gallery Technical Bulletin. 2009. Vol. 30. P. 52-70.

13. Scott D. A., Warmlander S., Mazurek J., Quirke S. Examination of Some Pigments, Grounds and Media from Egyptian Cartonnage Fragments in the Petrie Museum, University College London // Journal of Archaelogical Science. 2009. Vol. 36. P. 923-932.

14. Spring M. New Insights into the Materials of Fifteenth- and Sixteenth- Century Netherlandish Paintings in the National Gallery, London // Heritage Science. 19 september 2017. Vol. 5, Issue 1. Article 40 (SCOPUS, дата обращения: 02.07.2018).

15. Srein V., Sreinova B., Hradilova J. Historical Exploitation of Fluorite as a Painting Pigment in Central Europe in the 15th-16th Centuries // Acta Artis Academica. Praha, 2010. P. 293-302.


Для цитирования:


О’Хэнлон Д. «Длинные» белила Веласкеса. Палитра Веласкеса. Secreta Artis. 2019;(1):48-57.

For citation:


O’Hanlon G. Velazquez’ Long Whites. The Palette of Diego Velazquez. Secreta Artis. 2019;(1):48-57. (In Russ.)

Просмотров: 22


ISSN 2618-7140 (Print)