Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Опыт работы над фресковой росписью Покровского храма московского Новоспасского монастыря

Полный текст:

Аннотация

В статье описан опыт работы над фресковой росписью Покровского храма московского Новоспасского монастыря по технологии, разработанной Д. В. Басниным, о. Петром (Ерышаловым), П. И. Зубовым, Ю. А. Кошелевой. Подобный опыт представляется важным прежде всего для художников-практиков. Фреска - трудоемкое, технически сложное искусство, которое постепенно вытесняется более простыми техниками живописи по сухой стене, в связи с чем немногие современные художники имеют навык работы над фреской. Постепенный отказ от фресковой живописи связан также с внедрением новых технологий строительства и применением материалов, которые не дают надежного сцепления с известковым левкасом (штукатуркой), являющимся основой данной техники. Представлены основные этапы выполнения фрески: изготовление картонов, подбор пигментов, нанесение трехслойного левкаса, последовательное послойное ведение живописи с использованием колеров. Раскрыты особенности работы пигментами с крупным и мелким зерном. Приводятся рецептура левкаса, перечень необходимых инструментов и материалов. Описаны приемы грамотного планирования и осуществления росписи, перечислены основные трудности, возникающие в ходе создания произведений монументальной живописи на сырой известковой штукатурке в строго ограниченные сроки. Дано описание преимуществ фресковой живописи по сравнению с другими техниками настенных росписей. Материал подан с точки зрения художника-практика, что позволяет использовать его всем живописцам, которые осваивают искусство фрески или желают его освоить. Изложенные в статье сведения могут быть полезны и всем, кто планирует украсить храм монументальными росписями, а также историкам искусства, интересующимся практическими аспектами создания фрески.

Об авторе

Петр Иванович Зубов
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Бетин Л. В. К вопросу об организации работ древнерусских живописцев // Средневековая Русь. М.: наука, 1976. С. 278-283.

2. Виннер А. В. Фресковая и темперная живопись. М.; Л.: Искусство, 1948. 68 с.

3. Гусев Н. В. О начальных этапах работы мастеров ферапонтовской росписи // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989. С. 69-73.

4. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М.: Искусство, 1990. 385 с.

5. Комаров А. А. Технология стенописи материалов: учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1989. 240 с.

6. Кочетков Н. А. Наблюдения над техникой ферапонтовских росписей // Ферапонтовский сборник. Вып. 1. М.: Советский художник, 1985. С. 10-133.

7. Крестов М. А. Техника фрески: Мат-лы по тех. подготовке стенной росписи фреской: штукатурка и краски / М. А. Крестов, П. Л. Пшеницын, К. И. Толстихина; Акад. архитектуры СССР, Лаборатория отделоч. работ. М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1940. 132 с.

8. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М.: Искусство, 1973. 456 с.

9. Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л.: Аврора, 1968. 256 с.

10. Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М.: Родник, 1999. 520 с.

11. Радуйся, Благая Вратарница: фотоальбом. Самара: Иверский женский монастырь, 2012. 176 с.

12. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX вв. СПб.: Пушкинский фонд, 1995. 443 с.

13. Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого: альбом / фотографии Ю. Холдина; текст, комм. Е. Даниловой. [Б. м.], 2002. 420 с.

14. Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля. М.: Искусство, 1979. 179 с.

15. Художники-педагоги и студенты: альбом. Серия: Продолжая традиции. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017. 103 с.

16. Чернышев Н. М. Искусство фрески в Древней Руси: материалы к изучению древнерусских фресок. М.: Искусство, 1954. 64 с.

17. Щавинский В. А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. М.; Л.: гос. соц.-экон. изд-во, 1935. 158 с.


Для цитирования:


Зубов П.И. Опыт работы над фресковой росписью Покровского храма московского Новоспасского монастыря. Secreta Artis. 2019;(4):60-73.

For citation:


Zubov P.I. Working on Fresco Wall Paintings of the Pokrovsky Church of the Novospassky Monastery in Moskow. Secreta Artis. 2019;(4):60-73. (In Russ.)

Просмотров: 8


ISSN 2618-7140 (Print)