Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Рукодельная мастерская Шенкурского Свято-Троицкого девичьего монастыря XVIII века

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2022-5-2-30-57

Аннотация

Статья посвящена неизвестным ранее произведениям лицевого шитья синодального периода. В первой половине - середине ХVIII века в Шенкурском Свято-Троицком женском монастыре на Ваге сложилась уникальная золотошвейная мастерская, которая достигла высокого художественного уровня. Памятники, анализируемые в статье, представляют этот локальный культурный центр Русского Севера и публикуются впервые. Созданием богослужебных тканей в обители занимались не только монахини и белицы, но и мирянки - жительницы города Шенкурска. Игуменья Евфимия (1727-1749) и ее сестра Ксения были известными мастерицами, они вышивали на разноцветных тканях золотными, серебряными и шелковыми нитями. Рукодельная мастерская просуществовала в обители короткий промежуток времени: с начала ХVIII века до закрытия монастыря в 1764 году. Плащаницы, покровы и палицы, выполненные в Шенкурском монастыре, известны в нескольких музейных собраниях, преимущественно на Севере. Изучение богослужебных тканей позволило выявить отличительные особенности местных изделий, редкую иконографию и стиль, восходящий к искусству эпохи барокко. Изделия важских мастериц приобретали для архиерейских соборов Архангельска и Холмогор, они известны в наследии Николо-Корельского, Антониево-Сийского и Соловецкого монастырей. Во второй половине ХIХ века в Шенкурском монастыре вновь было возрождено женское рукоделие. Статья проиллюстрирована произведениями, хранящимися в собраниях музеев Архангельской области, преимущественно Архангельского краеведческого музея. В сферу исследования включен абсолютно новый круг замечательных памятников северорусской культуры.

Об авторе

Татьяна Михайловна Кольцова
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»; Государственный институт искусствознания
Россия


Список литературы

1. Веревкина Г. А. Из истории Евдокиевской ярмарки в селе Благовещенском // Крестьянская живопись Поважья: Из собраний музеев Архангельской области: Каталог / Сост. Т. М. Кольцова. М.: Северный паломник, 2003. С. 254-265.

2. Вестник Первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари, 1904 г., Таврический дворец / Ред. А. А. Ходнев. СПб.: Тип. Альтшулера, 1904. 12 с.

3. Григорьева Г. А. Реставрация двух редких шенкурских уборов // Важский край: источниковедение, история, культура: Исследования и материалы. Вельск: Вельти, 2002. С. 59-61.

4. Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера в собраниях музеев Архангельской области: Каталог / ВХНРЦ. Северодвинск: Северодвинская тип., 2018. 575 с.

5. Зубова О. А. Лицевое шитье в собрании Великоустюгского музея-заповедника // Великий Устюг. Проблемы региональных исследований: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Великий Устюг, 2018. С. 75-80.

6. Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI-ХVIII веков. М.: Северный паломник, 2009. 648 с.

7. Кольцова Т. М. Церковная живопись Архангельской губернии второй половины XVIII - начала XX века: История, памятники, мастера. СПб.: Дмитрий Буланин, 2020. 432 с.

8. Кольцова Т. М., Ханенко Н. Б. Коллекция церковных тканей Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря [Электронный ресурс] // К 150-летию со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960): Материалы всероссийской научной конференции (25-26 марта 2021 г.). - Электронные цифровые данные. - Архангельск: КИРА, 2021. С. 84-86. Кат. 26-28.

9. Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск: Типолитография наследников Д. Горяйнова, 1902. 592 с.

10. Монастыри Архангельского Севера XIV-XXI вв. / Сост. Т. А. Санакина. Вологда: Киселев А. В., 2017. 479 с.

11. Наследие Холмогорской земли XVI - начала XX века в музеях Архангельской области: Каталог выставки / Авт.-сост. Т. М. Кольцова. М.: СканРус, 2011. 127 с.

12. Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М.: СканРус, 2009. 432 с.

13. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки / ММК. М.: Белый берег, 2001. 300 с.

14. Архив АОКМ. Ф. III. Оп. 1. Д. 184. Л. 24.

15. ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 401. Л. 11 об., 20 @@ Оп. 4. Т. 2. Д. 1325. Л. 6, 13 @@ Оп. 31. Д. 15. Л. 34, 94-97 @@ Ф. 57. Оп. 1. Д. 181. Л. 24 об. @@ Ф. 308. Оп. 1. Д. 122. Л. 214 об., 224 @@ Ф. 309. Оп. 3. Д. 41. Л. 127 об.-129 об., 568-400 @@ Оп. 4. Д. 33. Л. 94 об.-95 @@ Ф. 361. Оп. 1. Д. 1090 @@ Ф. 440. Оп. 1. Д. 51. Л. 27 об.-28 @@ Д. 53. Л. 36 об.-37 @@ Д. 87. Л. 29 об. @@ Ф. 510. Оп. 1. Д. 21. Л. 44 @@ Ф. 831. Оп. 1. Д. 419. Л. 3 @@ Д. 510. Л. 10 @@ Д. 2967. Л. 43 @@ Оп. 2. Д. 60. Л. 6 @@ Ф. р-4097. Оп. 1. Д. 66. Л. 71, 90 об., 91 об.

16. ИИМК РАН. Р-III. Д. 188. Л. 23 об.

17. ОР ГТГ. Ф. 106. Д. 16317.


Рецензия

Для цитирования:


Кольцова Т.М. Рукодельная мастерская Шенкурского Свято-Троицкого девичьего монастыря XVIII века. Secreta Artis. 2022;5(2):30-57. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2022-5-2-30-57

For citation:


Koltsova T.M. Handicraft workshop of the Shenkur Holy Trinity maiden monastery of the 18th century. Secreta Artis. 2022;5(2):30-57. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2022-5-2-30-57

Просмотров: 526


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)