Том 5, № 2 (2022)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
30-57 523
Аннотация
Статья посвящена неизвестным ранее произведениям лицевого шитья синодального периода. В первой половине - середине ХVIII века в Шенкурском Свято-Троицком женском монастыре на Ваге сложилась уникальная золотошвейная мастерская, которая достигла высокого художественного уровня. Памятники, анализируемые в статье, представляют этот локальный культурный центр Русского Севера и публикуются впервые. Созданием богослужебных тканей в обители занимались не только монахини и белицы, но и мирянки - жительницы города Шенкурска. Игуменья Евфимия (1727-1749) и ее сестра Ксения были известными мастерицами, они вышивали на разноцветных тканях золотными, серебряными и шелковыми нитями. Рукодельная мастерская просуществовала в обители короткий промежуток времени: с начала ХVIII века до закрытия монастыря в 1764 году. Плащаницы, покровы и палицы, выполненные в Шенкурском монастыре, известны в нескольких музейных собраниях, преимущественно на Севере. Изучение богослужебных тканей позволило выявить отличительные особенности местных изделий, редкую иконографию и стиль, восходящий к искусству эпохи барокко. Изделия важских мастериц приобретали для архиерейских соборов Архангельска и Холмогор, они известны в наследии Николо-Корельского, Антониево-Сийского и Соловецкого монастырей. Во второй половине ХIХ века в Шенкурском монастыре вновь было возрождено женское рукоделие. Статья проиллюстрирована произведениями, хранящимися в собраниях музеев Архангельской области, преимущественно Архангельского краеведческого музея. В сферу исследования включен абсолютно новый круг замечательных памятников северорусской культуры.
58-71 449
Аннотация
Тема взаимодействия западноевропейского изобразительного искусства и культуры Востока - одна из центральных в современном искусствознании. С усилением восточных влияний на видение и интерпретацию натуры художниками Западной Европы постепенно изменяется и стилистика их произведений. В статье рассматриваются графические работы Анри Матисса, связанные с осмыслением мастером мусульманской и дальневосточной культур. Автором проанализирована графика художника, создававшаяся на протяжении всей его творческой биографии. В статье описаны особенности линейного рисунка А. Матисса с иероглифически точными характеристиками изображаемых объектов. Целью данного исследования является анализ новаторских художественных средств в графических произведениях А. Матисса, сформировавшихся в результате его знакомства с восточной традицией. В статье рассмотрены не изученные ранее аспекты творчества Матисса, значимые в контексте выявления взаимодействия культур Востока и Запада.
НАГЛЯДНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
РЕЦЕНЗИИ
ИЗ ОПЫТА ХУДОЖНИКА
ISSN 2618-7140 (Print)