Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Свет как основа композиции. Размышления по поводу книги Н. Э. Грин «Приемы рисования пейзажа с натуры. Часть II. Свет и тень»

Полный текст:

Аннотация

Статья представляет собой размышления по поводу учебного пособия по тоновой композиции пейзажа, автором которого является выдающийся английский художник-педагог XIX столетия Н. Э. Грин. Анализ его предписаний по компоновке пейзажа и графических схем построения пейзажных мотивов, а также текстов других художников-педагогов XIX в. позволяет утверждать, что свет является «главным героем» живописных композиций в классической европейской художественной школе. Традиция отношения к живописи как «светописи» имеет глубокие корни, характерна для античной и христианской культур. В мировой культуре (в том числе в изобразительном искусстве, литературе и музыке) свет - одно из важнейших религиозных и философских понятий, один из ключевых архетипов, поэтому изображение света вызывает множество осознанных и неосознанных ассоциаций у каждого, кто создает и воспринимает произведения изобразительного искусства. Автор статьи обсуждает разъясненное и проиллюстрированное Н. Э. Грином правило распределения света и тени в живописной композиции на основе совершенной формы овоида («яйца»). Анализируются материалы опубликованного в XIX в. руководства для художников, посвященного принципам сочинения произведений декоративно-прикладного искусства, автор которого Ч. Мартел утверждает, что данная форма антропоморфна. В статье сделан вывод о том, что при сочинении живописных композиций художники использовали ряд шаблонных приемов, но эти «шаблоны» удачно соответствовали психологии и физиологии восприятия, прежде всего зрительного, что позволяло создавать произведения, которые воздействовали на зрителя именно так, как задумал художник.

Об авторе

Дарья Владимировна Фомичева
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: изд-во ДНК, 2001. 200 с.

2. Андрияка С. Н. Слово главного редактора // Secreta Artis. 2018. № 1 (01). С. 3.

3. Боэций Аниций Манлий Торкват Северин. «Утешение философией» и другие трактаты: пер. с лат. / отв. ред., сост. и автор закл. ст. Г. Г. Майоров. изд. 2-е. М.: изд-во ЛКИ, 2010. 416 с.

4. Кассань А. Руководство к рисованию акварелью / пер. с фр. О. Кочетовой. 2-е изд. СПб.: Тип. и хромолит. П. П. Сойкина, 1893. 224 с.

5. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентинского [Текст] / Впервые полностью переведенная на рус. яз. А. А. Губером, В. К. Шилейко. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. 384 с.

6. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.; Л.: ACADEMIA, 1935. 492 с.

7. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. 815 с.

8. Мартынов В. И. Автоархеология. 1978-1998. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. 240 с.

9. Мартынов В. И. История богослужебного пения: учебное пособие. М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. 240 с.

10. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2013. 1311 с.

11. Плиний Старший. Об искусстве / пер. с введ. и примеч. проф. Б. В. Варнеке. Одесса: [б. и.], [1918?]. 91 с.

12. Прокопенко В. Т., Трофимов В. А., Шарок Л. П. Психология зрительного восприятия: учебное пособие. СПб.: СПбГУИТМО, 2006. 73 с.

13. Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Том третий. 544 с.

14. Робер К. Руководство к живописи масляными красками, акварелью и пастелью / под ред. худож. Г. К. Венига; пер. с фр. 2-е изд. СПб.: Изд-во В. И. Губинского, 1901. 272 с.

15. Фёлькер И. В. Живопись масляными красками: практическое руководство по пейзажу, портрету и жанру. СПб.: изд. В. С., 1889. 180 с.

16. Dali S. 50 secrets of Magic Craftsmanship. New York: Dover Publications, Inc., 1992. 192 p.

17. Martel Ch. The Principles of Form in Ornamental Art. London: Winsor and Newton, 1876. 78 p.

18. Noble R. P. a Guide to Water Colour Painting. 18th ed. london: George Rowney & Company. 58 p.


Для цитирования:


Фомичева Д.В. Свет как основа композиции. Размышления по поводу книги Н. Э. Грин «Приемы рисования пейзажа с натуры. Часть II. Свет и тень». Secreta Artis. 2019;(3):30-43.

For citation:


Fomicheva D.V. Light as the Composition Basis. Reflections on N. E. Green’s Writing ”Hints on Sketching from Nature. Part II. Light and Shade”. Secreta Artis. 2019;(3):30-43. (In Russ.)

Просмотров: 32


ISSN 2618-7140 (Print)