Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Свет как основа композиции. Размышления по поводу книги Н. Э. Грин «Приемы рисования пейзажа с натуры. Часть II. Свет и тень»

Полный текст:

Аннотация

Статья представляет собой размышления по поводу учебного пособия по тоновой композиции пейзажа, автором которого является выдающийся английский художник-педагог XIX столетия Н. Э. Грин. Анализ его предписаний по компоновке пейзажа и графических схем построения пейзажных мотивов, а также текстов других художников-педагогов XIX в. позволяет утверждать, что свет является «главным героем» живописных композиций в классической европейской художественной школе. Традиция отношения к живописи как «светописи» имеет глубокие корни, характерна для античной и христианской культур. В мировой культуре (в том числе в изобразительном искусстве, литературе и музыке) свет - одно из важнейших религиозных и философских понятий, один из ключевых архетипов, поэтому изображение света вызывает множество осознанных и неосознанных ассоциаций у каждого, кто создает и воспринимает произведения изобразительного искусства. Автор статьи обсуждает разъясненное и проиллюстрированное Н. Э. Грином правило распределения света и тени в живописной композиции на основе совершенной формы овоида («яйца»). Анализируются материалы опубликованного в XIX в. руководства для художников, посвященного принципам сочинения произведений декоративно-прикладного искусства, автор которого Ч. Мартел утверждает, что данная форма антропоморфна. В статье сделан вывод о том, что при сочинении живописных композиций художники использовали ряд шаблонных приемов, но эти «шаблоны» удачно соответствовали психологии и физиологии восприятия, прежде всего зрительного, что позволяло создавать произведения, которые воздействовали на зрителя именно так, как задумал художник.

Об авторе

Дарья Владимировна Фомичева
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: изд-во ДНК, 2001. 200 с.

2. Андрияка С. Н. Слово главного редактора // Secreta Artis. 2018. № 1 (01). С. 3.

3. Боэций Аниций Манлий Торкват Северин. «Утешение философией» и другие трактаты: пер. с лат. / отв. ред., сост. и автор закл. ст. Г. Г. Майоров. изд. 2-е. М.: изд-во ЛКИ, 2010. 416 с.

4. Кассань А. Руководство к рисованию акварелью / пер. с фр. О. Кочетовой. 2-е изд. СПб.: Тип. и хромолит. П. П. Сойкина, 1893. 224 с.

5. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентинского [Текст] / Впервые полностью переведенная на рус. яз. А. А. Губером, В. К. Шилейко. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. 384 с.

6. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.; Л.: ACADEMIA, 1935. 492 с.

7. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. 815 с.

8. Мартынов В. И. Автоархеология. 1978-1998. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. 240 с.

9. Мартынов В. И. История богослужебного пения: учебное пособие. М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. 240 с.

10. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2013. 1311 с.

11. Плиний Старший. Об искусстве / пер. с введ. и примеч. проф. Б. В. Варнеке. Одесса: [б. и.], [1918?]. 91 с.

12. Прокопенко В. Т., Трофимов В. А., Шарок Л. П. Психология зрительного восприятия: учебное пособие. СПб.: СПбГУИТМО, 2006. 73 с.

13. Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Том третий. 544 с.

14. Робер К. Руководство к живописи масляными красками, акварелью и пастелью / под ред. худож. Г. К. Венига; пер. с фр. 2-е изд. СПб.: Изд-во В. И. Губинского, 1901. 272 с.

15. Фёлькер И. В. Живопись масляными красками: практическое руководство по пейзажу, портрету и жанру. СПб.: изд. В. С., 1889. 180 с.

16. Dali S. 50 secrets of Magic Craftsmanship. New York: Dover Publications, Inc., 1992. 192 p.

17. Martel Ch. The Principles of Form in Ornamental Art. London: Winsor and Newton, 1876. 78 p.

18. Noble R. P. a Guide to Water Colour Painting. 18th ed. london: George Rowney & Company. 58 p.


Рецензия

Для цитирования:


Фомичева Д.В. Свет как основа композиции. Размышления по поводу книги Н. Э. Грин «Приемы рисования пейзажа с натуры. Часть II. Свет и тень». Secreta Artis. 2019;(3):30-43.

For citation:


Fomicheva D.V. Light as the Composition Basis. Reflections on N. E. Green’s Writing ”Hints on Sketching from Nature. Part II. Light and Shade”. Secreta Artis. 2019;(3):30-43. (In Russ.)

Просмотров: 108


ISSN 2618-7140 (Print)