Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков
Том 6, № 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ИСКУССТВО КАК НАУКА: ТЕОРИЯ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

22-35 259
Аннотация

Трудно достигаемый навык росписи по стеклу легче приобрести путем копирования. Если ученик, незнакомый со сложностями и возможностями новой для него техники, возьмется разработать и выполнить собственный проект, неудовлетворительный результат может не оправдать его ожиданий и охладить дальнейший интерес к предмету. Порой навсегда. Если же студент внимательно следует безупречному образцу, в вознаграждение он получает вполне убедительный, почти гарантированно привлекательный результат – плод своей старательной работы. При этом незаметно приобретается понимание приемов и выработка навыка. В первом полугодии 2022/2023 учебного года для копирования студентам 4-го курса Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки были предложены портреты, выполненные в сложной смешанной технике на грунтованной бумаге различных цветов Гансом Гольбейном Младшим (1530-е гг.), а также автопортрет Аннибале Карраччи (1594 г.), нарисованный сангиной и белым мелом на розовой бумаге. При переводе рисунка в новый материал была сделана попытка точной передачи характера штриха, фактуры бумаги, имитации подрисовки углем, белым и красным мелом.

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

36-49 254
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые проблемные аспекты иллюстрирования произведений Ф. М. Достоевского. Иллюстрирование вообще – один из важных путей создания «художественной ауры», окружающей литературный текст. Благодаря пластическому истолкованию словесных образов возникает новый ассоциативный слой, возможность новых интерпретаций текста. Автор утверждает, что иллюстрирование романов великого писателя – задача особенной сложности. Прежде всего это связано с тем, что литературный портрет Достоевского основан на иных принципах, чем у его современников – Тургенева, Гончарова, Толстого. Внешняя описательность, детализация изображения персонажа отступают в текстах автора «Идиота» перед «энергией противоречий», заложенной уже в первоначальной портретной характеристике героя. Это делает задачу художника, иллюстрирующего романы русского гения, в высшей степени трудной: он должен передать прежде всего динамику становления личности Раскольникова, Мышкина или Дмитрия Карамазова, а не стабильную узнаваемость, физическую определенность. Под этим углом зрения творчество ряда видных иллюстраторов анализируется в свете идей Достоевского, его антропологии. Автор статьи выявляет как диссонансы между миром писателя и воплощением образов героев в иллюстрации, так и пути, на которых, с его точки зрения, возможны наиболее полные совпадения между словесными и визуальными образами.

ИЗ ОПЫТА ХУДОЖНИКА

ХРОНИКА



ISSN 2618-7140 (Print)