

Изучение искусства витража. Копирование портретного рисунка стеклянными гризайлями
https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-3-22-35
Аннотация
Трудно достигаемый навык росписи по стеклу легче приобрести путем копирования. Если ученик, незнакомый со сложностями и возможностями новой для него техники, возьмется разработать и выполнить собственный проект, неудовлетворительный результат может не оправдать его ожиданий и охладить дальнейший интерес к предмету. Порой навсегда. Если же студент внимательно следует безупречному образцу, в вознаграждение он получает вполне убедительный, почти гарантированно привлекательный результат – плод своей старательной работы. При этом незаметно приобретается понимание приемов и выработка навыка. В первом полугодии 2022/2023 учебного года для копирования студентам 4-го курса Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки были предложены портреты, выполненные в сложной смешанной технике на грунтованной бумаге различных цветов Гансом Гольбейном Младшим (1530-е гг.), а также автопортрет Аннибале Карраччи (1594 г.), нарисованный сангиной и белым мелом на розовой бумаге. При переводе рисунка в новый материал была сделана попытка точной передачи характера штриха, фактуры бумаги, имитации подрисовки углем, белым и красным мелом.
Об авторе
Л. Ю. ЛифшицРоссия
Лифшиц Лев Юрьевич, старший преподаватель (витражное искусство) кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств
117133, Москва, ул. Академика Варги, д. 15
Список литературы
1. 10 лет академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки // Secreta Artis. 2022. т. 5. Вып. 3. с. 8–45.
2. Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. М.: академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2022. 72 с.
3. Андрияка С. Н. Акварельный пейзаж: гризайль как переходный этап от рисунка к цвету // Secreta Artis. 2019. № 2 (02). с. 70–75.
4. Андрияка С. Н. Гризайль: переходный этап от рисунка к цвету в акварельном пейзаже // Secreta Artis. 2018. № 2 (02). с. 16–27.
5. Волокитина О. В. Гризайль – обучение гармонии. рецензия на учебно-методическое пособие: Андрияка С. Р. акварельный пейзаж: Часть II. М.: академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2019. 88 с., илл. // Secreta Artis. 2020. № 1 (09). с. 80–84.
6. Дипломные работы студентов. Первый выпуск. 2018: каталог. М.: академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2020. 97 с.
7. Зеленина Я. Э. «Весь мир идет за ним». Из рецензии на выпускную квалификационную работу а
8. А. Д. Спиридоновой, руководитель – С. Н. Андрияка // Secreta Artis. 2021. т. 4. Вып. 1. с. 66–73.
9. Коротаева М. А. Об общем и особенном в техниках витража Тиффани и флорентийской мозаики // Secreta Artis. 2018. № 4 (04). с. 84–89.
10. Лифшиц Л. Ю. Мастер-класс по технике Тиффани для начинающих: выполнение витражной броши // Secreta Artis. 2021. т. 4. № 3. с. 18–27.
11. Лифшиц Л. Ю. Многослойный витраж в технике Тиффани. Опыт преподавания в вузе // Secreta Artis. 2020. № 3 (11). с. 6–23.
12. Лифшиц Л. Ю. О резке стекла и не только. От древности до наших дней // Secreta Artis. 2022. т. 5. Вып. 2. с. 22–29.
13. Лифшиц Л. Ю. Последовательное выполнение витража в технике Тиффани. Подбор стекла и вырезание детали // Secreta Artis. 2018. № 3 (03). C. 26–37.
14. Лифшиц Л. Ю. Последовательное выполнение витража в технике Тиффани. Подготовка картона // Secreta Artis. 2018. № 1 (01). C. 68–75.
15. Лифшиц Л. Ю. Последовательное выполнение витража в технике Тиффани. Подготовка рабочего места // Secreta Artis. 2018. № 2 (02). C. 70–81.
16. Лифшиц Л. Ю. Последовательное выполнение витража в технике Тиффани: процесс сборки витража // Secreta Artis. 2018. № 4 (04). с. 58–67.
17. Лифшиц Л. Ю. Техника резки стекла за три часа // Secreta Artis. 2019. № 2 (06). C. 32–45.
18. Лифшиц Л. Ю., Фомичева Д. В. Техника витражной живописи в XIX веке. Обзор материалов книги Генри Джеймса Снелла «Руководство по живописи эмалевыми красками на стекле, фарфоре, керамической плитке и т. д.» (Лондон, 1874). Часть I // Secreta Artis. 2021. т. 4. № 4. с. 30–41.
19. Председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин в стенах академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки // Secreta Artis. 2018. № 1 (01). с. 101.
20. Степаненкова В. М. Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки // Secreta Artis. 2020. № 3 (11). с. 42–48.
21. Художники-педагоги и студенты: альбом. М.: Артсервис-Медиа, 2017. 104 с.
Рецензия
Для цитирования:
Лифшиц Л.Ю. Изучение искусства витража. Копирование портретного рисунка стеклянными гризайлями. Secreta Artis. 2023;6(3):22-35. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-3-22-35
For citation:
Lifshitz L.Yu. Exploring the Art of Stained Glass. On Copying a Portrait Drawing Using Stained Glass Ggrisaille. Secreta Artis. 2023;6(3):22-35. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-3-22-35