Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

О композиции и постановке натюрморта

Полный текст:

Аннотация

Cтатья посвящена проблеме грамотной компоновки и постановки натюрморта. Данный вопрос крайне актуален в современном художественном образовании, так как очевидно, что у многих художников-педагогов и учащихся художественных учебных заведений всех уровней отсутствует понимание принципов постановки натюрморта как целостного ансамбля предметов. В хорошо поставленном натюрморте учащемуся должны быть предложены интересные и сложные задачи на передачу светотени, колорита, пространства, фактуры и т. д. и, прежде всего, на создание художественного образа. Не только творческие, но и учебные натюрморты необходимо ставить так, чтобы они были интересны для выполнения, способствовали развитию вкуса, учили видеть красоту окружающего мира. возможны и полезны и такие постановки, которые подготовят ученика к освоению пейзажной живописи в ходе пленэрной практики. Статья проиллюстрирована фотоснимками пошаговой постановки ряда натюрмортов (от простых до сложных) с комментариями по этапам работы над композицией и обоснованием выбора тех или иных ее элементов. описываются принципы создания колористического и тонального решения, работы с контрастами, ритмами, силуэтами, динамикой, группировкой тонов и цветов, ансамблем фактур и т. д. Отдельные разделы статьи посвящены основным принципам формирования натюрмортного фонда, использования натюрмортных ящиков, позволяющих обеспечить удачное пространственное и светотеневое решение планов композиции, а также оптимальной постановке света и рефлексов в натюрморте, которые напрямую зависят от расположения окон и цвета стен учебной мастерской. Обосновывается необходимость сочинения натюрморта в ходе работы над его живописным исполнением в целях создания полноценного художественного образа.

Об авторе

Сергей Николаевич Андрияка
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Андрияка С. Н. Анализ натюрмортов старых мастеров // Secreta Artis. 2019. № 1 (05). С. 4-15.

2. Беседнова Н. В. О методике преподавания орнамента в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки // Secreta Artis. 2018. № 1 (01). С. 44-57.

3. Волокитина О. В. Классическая эмаль: создание эскиза // Secreta Artis. 2019. № 3 (07). С. 62-73.

4. Илья Ефимович Репин. 1844-1930. Альбом. М.: Директ-Медиа, 2010. 48 с.

5. Иогансон Б. В. О живописи. 2-е изд. М.: Искусство, 1960. 31 с.

6. Могилевцев В. А. Основы композиции: учеб. пособие (Изобразительная грамота). СПб.: 4art, 2017. 88 с.

7. Саливан В. А. Рисунок натюрморта с предметами из стекла // Secreta Artis. 2019. № 3 (07). С. 75-79.

8. Сергеев А. Учебный натюрморт. М.: Искусство, 1955. 46 с.

9. Смирнова Е. Р. Чебоксарский Левша. Беседа с Александром Леонидовичем Мухиным-Чебоксарским // Secreta Artis. 2019. № 3 (07). C. 44-51.

10. Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Козельск: Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. 261 с.

11. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.

12. Фомичева Д. В., Чуплыгина Л. В. «Символы престолов, временно забытых…» О секретах фотосъемки драгоценностей // Secreta Artis. 2018. № 2 (02). С. 2-15.

13. Чуплыгина Л. В. «Работы непочатый край…» // Secreta Artis. 2019. № 2 (06). С. 92-97.

14. Шарнова Е. Б. Лувр. Серия: Б-ка «Великие музеи мира». М.: Слово/Slovo, 2010. 568 с.

15. Ягодовская А. Т. О натюрморте. М.: Сов. художник, 1965. 70 с.


Для цитирования:


Андрияка С.Н. О композиции и постановке натюрморта. Secreta Artis. 2019;(4):2-27.

For citation:


Andriaka S.N. Composing and Setting up a Still Life. Secreta Artis. 2019;(4):2-27. (In Russ.)

Просмотров: 20


ISSN 2618-7140 (Print)