Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Техника рисунка тушью: предписания художественной школы XIX века (по Густаву Фрепону)

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2024-7-1-64-73

Аннотация

Продолжая серию статей, посвященных технике рисунка', «Secreta Artis» публикует сокращенный адаптированный перевод уникального руководства по технике рисунка тушью, сопроводив его комментарием. Текст и иллюстрации, в которых описаны и демонстрируются три приема работы пером: линия, штриховка и пунктир (крайне редкая и ценная в методическом отношении информация), были опубликованы в 1897 году в книге французского художника Густава Фрепона «L’art d'appliquer ses connaissances en dessin: fusain, crayon, plume, eau-forte, lithographie, execution des dessins pour la photogravure et la gravure sur bois, l'art de prendre un croquis». Автор описывает разнообразные графические техники: рисунок углем, карандашом и пером, офорт, литографию, ксилографию и т. д. Данный труд Г Фрепона не переводился на русский язык несмотря на то, что семь руководств по акварельной живописи, композиции, эскизу и наброску, написанные этим популярным во второй половине XIX века автором, были переведены и опубликованы в Москве и Санкт-Петербурге в 1893-1895 годах.

Материал актуален для изучения истории графики XIX века, академической художественной школы XIX века и освоения техники рисунка.

Об авторах

Е. В. Степанян
Московский государственный институт культуры
Россия

Степанян Елена Владимировна - Кандидат филологических наук, Доцент кафедры литературы Московского государственного института культуры.

141406, Химки, ул. Библиотечная, д. 7



Д. В. Фомичёва
Российская академия художеств; Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия

Фомичёва Дарья Владимировна - Член-корреспондент Российской академии художеств; Проректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

117133, Москва, ул. Академика Варги, д. 15



Список литературы

1. Андрияка С. Н. Начальный рисунок. Часть I: учебно-методическое пособие / Художественная обработка текста Д. В. Фомичевой; научный редактор О. В. Волокитина. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2023. 144 с.

2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2109 «Черчение, рисование и труд». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. 239 с.

3. Могилевцев В. А. Основы рисунка: Учеб, пособие. СПб.: 4арт, 2012. 72 с.

4. Симоненко О. П. Реконструкция техники портретных рисунков И. Н. Крамского // Secreta Artis. 2020. №3 (11). С.76-82.

5. Практический самоучитель изящных искусств: рисование карандашами и красками, живописи, ваяния, мозаики, архитектуры, фотографии, гравирования, литографии и проч., излагающий как первоначальные сведения, так и высшие законы искусств в связи с их историей: Настольная книга для учеников, учителей, ремесленников, художников и образованных людей / Соч. К. Эренберга, Г. Ричеля и др. М.: Леухин, 1873. 304 с.

6. Фомичева Д. В. «Нерукотворный» рисунок: О графических техниках эпохи Ренессанса// Secreta Artis. 2018. № 3 (3). С. 58-75.

7. Фомичева Д. В. Забытые ценные элементы академической школы рисунка XVIII—XIX веков // Secreta Artis. 2018. № 1 (1). С. 58-67.

8. Фомичева Д. В. «Живописная» графика: техника трех карандашей, многослойный угольный рисунок // Secreta Artis. 2021. Т. 4. № 1. С. 16-46. DOI 10.51236/2618-7140-2021-4-1-16-46.

9. Фрепон Г. Акварель. Морские виды. М.: Г. Линдеман, 1895. 67 с.

10. Фрепон Г. Акварель. Натюрморт. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1898. 67 с.

11. Фрепон Г. Акварель. Пейзаж. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. 32 с.

12. Фрепон Г. Акварель. Цветы и плоды. М.: Изд. Гуго Линдеман, 1895. 56 с.

13. Фрепон Г. Искусство писать животных акварелью. М.: Г. Линдеман, 1895. 61 с.

14. Фрепон Г. Искусство писать фигуры акварелью. М.: М. А. Нетыкса, 1898. 79 с.

15. Фрепон Г. Эскиз и композиция: Руководство для набросков с натуры и составления по ним законченных рисунков, иллюстраций и т. п. художественных произведений. СПб.: Тип. Н. А. Лебедева, 1893. 84 с.

16. Хейл Р. Б. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер с англ. О. А. Герасиной. М.: ACT; Астрель, 2006. 271 с.

17. Шабаев М. Б. Рисунок. 2 курс факультета графики. М.: Перо, 2022. 84 с.

18. Fraipont G. L’art d’appliquer ses connaissances en dessin: fusain, crayon, plume, eau-forte, lithographie, execution des dessins pour la photogravure et la gravure sur bois, Part de prendre un croquis. Paris: H. Laurens, 1897. 6 parties en 1 vol. Partie 3. 75 p.

19. Italian Renaissance Drawings. Technical Examination and Analysis / Ed. J. Ambers, C. Higgit and D. Saunders. London: Archetype Publications; The British Museum, 2010. 174 p.


Рецензия

Для цитирования:


Степанян Е.В., Фомичёва Д.В. Техника рисунка тушью: предписания художественной школы XIX века (по Густаву Фрепону). Secreta Artis. 2024;7(1):64-73. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2024-7-1-64-73

For citation:


Stepanian E.V., Fomicheva D.V. Ink Drawing Technique: Prescriptions from the Nineteenth-Century Art School According to Gustave Frepon. Secreta Artis. 2024;7(1):64-73. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2024-7-1-64-73

Просмотров: 220


ISSN 2618-7140 (Print)