Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Об иллюстрировании произведений Достоевского

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-3-36-49

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые проблемные аспекты иллюстрирования произведений Ф. М. Достоевского. Иллюстрирование вообще – один из важных путей создания «художественной ауры», окружающей литературный текст. Благодаря пластическому истолкованию словесных образов возникает новый ассоциативный слой, возможность новых интерпретаций текста. Автор утверждает, что иллюстрирование романов великого писателя – задача особенной сложности. Прежде всего это связано с тем, что литературный портрет Достоевского основан на иных принципах, чем у его современников – Тургенева, Гончарова, Толстого. Внешняя описательность, детализация изображения персонажа отступают в текстах автора «Идиота» перед «энергией противоречий», заложенной уже в первоначальной портретной характеристике героя. Это делает задачу художника, иллюстрирующего романы русского гения, в высшей степени трудной: он должен передать прежде всего динамику становления личности Раскольникова, Мышкина или Дмитрия Карамазова, а не стабильную узнаваемость, физическую определенность. Под этим углом зрения творчество ряда видных иллюстраторов анализируется в свете идей Достоевского, его антропологии. Автор статьи выявляет как диссонансы между миром писателя и воплощением образов героев в иллюстрации, так и пути, на которых, с его точки зрения, возможны наиболее полные совпадения между словесными и визуальными образами.

Об авторе

Е. В. Степанян
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия

Степанян Елена Владимировна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-методического отдела

117133, Москва, ул. Академика Варги, д.15



Список литературы

1. Адорно Т. В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.

2. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: Днк, 2001. 200 с.

3. Анциферов Н. П. Петербург Достоевского. рисунки М. В. Добужинского. Пг.: Брокгауз-Ефрон, 1923. 108 с.

4. Беньямин Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 239 с.

5. Борисова В. В. Иллюстрации М. Шемякина к роману ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в восприятии современных студентов // Достоевский и мировая культура. филологический журнал. 2023. № 3 (23). с. 114−128.

6. Герчук Ю. Я. основы художественной грамоты. М.: Рип-холдинг, 2016. 190 с.

7. Гончарова Н. Г. Достоевский в зеркалах графики и критики. М.: Совпадение, 2005. 512 с.

8. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 тт. М.-Л: Наука, 1972−1990.

9. Маковский С. К. На Парнасе «серебряного века». Нью-Йорк: Орфей, 1986. 340 с.

10. Образы Достоевского в книжной иллюстрации и станковой графике. СПб.: Кузнечный переулок, 2011. 335 с.

11. Степанян К. А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод ф. М. Достоевского. М.: Раритет, 2005. 512 с.

12. Степанян-Румянцева Е. В. Литературный портрет: от Пушкина к Достоевскому // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 4 (12). с. 86−104.

13. Степун Ф. А. Встречи. Мюнхен: Товарищество зарубежных писателей, 1962. 204 с.

14. Фокин П. Е. Мир Достоевского глазами Михаила Шемякина // Литературные знакомства. 2021. № 11 (62). с. 221–228.

15. Художественная аура: истоки, восприятие, мифология. М.: Индрик, 2011. 560 с.


Рецензия

Для цитирования:


Степанян Е.В. Об иллюстрировании произведений Достоевского. Secreta Artis. 2023;6(3):36-49. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-3-36-49

For citation:


Stepanian E.V. On Illustrating Dostoevsky’s Works. Secreta Artis. 2023;6(3):36-49. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-3-36-49

Просмотров: 262


ISSN 2618-7140 (Print)