Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Живописная» графика: техника трех карандашей, многослойный угольный рисунок

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-1-16-46

Полный текст:

Аннотация

В статье описаны методы достижения живописных качеств в рисунке мягкими материалами: 1) создание эффекта полихромного изображения с использованием крайне ограниченной цветовой палитры (белый, черный и красный мел (сангина)); 2) последовательная работа над многослойным угольным рисунком с применением технических приемов, которые аналогичны приемам многослойной акварельной, масляной, пастельной живописи и рисунка на папье-пелле. Исследование впервые проведено путем анализа данных учебных пособий по рисунку, каталогов производителей и поставщиков художественных материалов во Франции, Великобритании, Германии, США, Российской Империи, изданных во второй половине XIX – начале XX века. Помимо этого, автором статьи была сформирована коллекция антикварных инструментов и материалов рисунка (уголь, итальянский карандаш, соус, сангина и мел), которые использовались в рассматриваемый период. В приложении к статье приведены фотографии этих инструментов и материалов в сопровождении сводных данных из руководств для художников, каталогов и прейскурантов поставщиков материалов для рисунка в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Москве, Казани, опубликованных за период с 1851 по 1913 год. Техника рисунка второй половины XIX века – одна из наиболее сложных за всю историю графики, ее особенность – редкое разнообразие инструментов и тонкая продуманность приемов. В результате проведенного исследования автору статьи удалось расширить и дополнить сведения о графических техниках, что позволяет преподавать академический рисунок и изучать историю рисунка с использованием новых данных и уникального иллюстративного материала.

Об авторе

Дарья Владимировна Фомичева
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Бергер Э. Техника фрески и техника сграффито / Пер. с нем. П. З.; под ред. Н. М. Чернышева и В. Д. Загоскиной. М.: Художественное издательское АО АХР, 1930. 189 с.

2. Искусство для всех. Школа рисования, живописи и прикладного искусства / Под ред. проф. А. В. Маковскаго и Вадима Лесового; при участии: И. Е. Репина [и др.]. В 8 т. СПб: Т-во «Благо», [1914?] – ценз. Т. 6. [1915?]. 114 с.

3. Кассань А. Руководство к рисованию акварелью / Пер. с фр. О. Кочетовой. 2-е изд. СПб.: тип. и хромолит. П. П. Сойкина, 1893. 224 с.

4. Каталог рисунков и моделей Берлинскаго художественнаго магазина Ю. Ф. Брокман, сентябрь 1888. М.: тип. Ф. Ф. Эбе, ценз. 1888. 24 с.

5. Киплик Д. И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 2002. 504 с.

6. Краски и живопись: Пособие для художников и техников / [Соч.] Ф. Петрушевского. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1891. 337 с.

7. Пирагис Л. Ю. Живопись масляными красками, акварелью и пастелью: Практ. руководство для художников-самоучек по живописи масляными красками, акварелью и пастелью / Л. Сигарип (свободный художник). 2-е изд. Пг.; М.: М. П. Петров, 1916. 96 с.

8. Плиний Старший Гай. Об искусстве / Пер. с введ. и примеч. проф. Б. В. Варнеке. Одесса: А. А. Ивасенко, [1918?]. 91 с.

9. Прейс-курант красок и принадлежностей для живописи, рисования и черчения Московскаго художественнаго магазина Б. Аванцо, поставщик Московскаго общества любителей художеств и общества распространения технических знаний. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев, 1913. 83 с.

10. Прейс-курант – лучшия акварельныя краски фабрики Bourgeois aine в Париже / Берлинский худож. магазин Ю. Ф. Брокман. М.: Товарищество типо-литогр. И. М. Машистова, [19--]. 23 с.

11. Прейс-курант отделов: фотография, живопись, рисование, черчение и новость: графофоны / Магазин В. М. Ключникова. Казань: типо-литогр. В. М. Ключникова, 1898. 92 с.

12. Прейс-курант художественных, рисовальных и чертежных принадлежностей магазина Дациаро (существует с 1827 года). М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1912. 50 с.

13. Прейс-курант художественных, рисовальных и чертежных принадлежностей московскаго магазина Дациаро. М.: Типо-лит. Высочайше утв. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1896. 46 с.

14. Сборник постановлений Совета Императорской Академии художеств по художественной и учебной части: С 1859 по 1890 г.: С прил. Устава Академии 1859 г. и двух проектов новаго Устава 1872 и 1889 г. СПб.: [б. и.] 1890. 409 с.

15. Толстой Л.Н. Война и мир. В 4 т. М.: Детская литература, 2014. Т. 2. 448 с.

16. Фелькер И. В. Живопись масляными красками: Практ. руководство по пейзажу, портрету и жанру. СПб.: Изд. В. С., 1889. 180 с.

17. Эренберг К., Ричель Г. и др. Практический самоучитель изящных искусств: рисование карандашами и красками, живописи, ваяния, мозаики, архитектуры, фотографии, гравирования, литографии и проч., излагающий как первоначальные сведения, так и высшие законы искусств в связи с их историей: Настольная кн. для учеников, учителей, ремесленников, художников и образованных людей. М.: Леухин, 1873. 300 с.

18. Allongé A. Le Fusain. Paris: Georges Meusnier, 1873. 44 p.

19. Artists’ Colors and Materials of Finest Quality. New York: Winsor & Newton, 1949. 88 p.

20. Cassagne A. Traité d'aquarelle. Paris: C. Fouraut et fils, 1875. 292 p.

21. Clint A. A Guide to Oil Paintung. Part III. Landscape from Nature. London: George Rowney & Company, [s. a.]. 84 p.

22. Dubois É. Le Fusain. Paris: Delarue, [s. a.]. 64 p.

23. Fraipont G. L'art d'appliquer ses connaissances en dessin: fusain, crayon, plume, eau-forte, lithographie, exécution des dessins pour la photogravure et la gravure sur bois, l'art de prendre un croquis. Paris: H. Laurens, 1897. 6 parties en 1 vol. Partie 1. 75 p.

24. Goupil F. A. A. Le Pastel simplifié et perfectionné. Paris: S. Bornemann, [s. a.]. 64 p.

25. Jozan S. Du pastel: traité de sa composition, de sa fabrication, de son emploi dans la peinture... (2-e édition). Paris: Daulos, 1852. 55 p.

26. Lalanne M. F. A. Le Fusain. Paris: Léon Berville, 1875. 40 p.

27. Littlejohns J. The Composition of a Landscape. [London]: Winsor & Newton, [1931]. 37 p.

28. Richmond W. D. Grammar of Lithography. London: Wyman & Sons, 1878. 254 p.

29. Robert K. Charcoal Drawing without a Master / Translated from the 4th edition by Elizabeth Haven Appleton. Cincinnati (OH): Robert Clarke & Co, 1880. 112 p.

30. Robert K. Le fusain sans maître: traité pratique et complet sur l'étude du paysage au fusain. Paris: G. Meusnier, 1874. 94 p.

31. Robert K. Le fusain sans maître: traité pratique et complet sur l'étude du paysage au fusain. Paris: Léon Berville, 1887. 106 p.

32. Theophilus. On Divers Arts / Trans. J. G. Hawthorne and C. S. Smith. New York: Dover Publications, Inc, 1979. 216 p.

33. Watrous J. The Сraft of Old-Master Drawings. Madison, Milwaukee, London: The University of Wisconsin Press, 1967. 170 p.

34. Winsor & Newton 1960 Catalogue. London; New York; Sydney: Winsor & Newton LTD, 1960. 192 p.

35. Winsor & Newton’s Catalogue of Colours and Materials for Oil and Water Colour Painting, Pencil, Chalk, and Architectural Drawing, &c. London; New York: Winsor & Newton, October 1910. 64 p.

36. Winsor & Newton’s Catalogue of Colours and Materials for Water Colour Painting, Pencil, Chalk, Architectural Drawing, &c, &c. London: Winsor & Newton, 1884. 40 p.

37. Winsor & Newton’s Catalogue of Colours and Materials for Water Colour Painting, Pencil, Chalk, Architectural Drawing, &c, &c. London: Winsor & Newton, 1888. 40 p.

38. Winsor & Newton List of Colours and Materials for Water Colour Painting, Oil Colour Painting, Pencil Drawing, &c. London: Winsor & Newton.1879. 51 p.

39. Winsor and Newton, Manufacturing Artist’s Colourmen. London: Winsor and Newton, 1851. 24 p.


Для цитирования:


Фомичева Д.В. «Живописная» графика: техника трех карандашей, многослойный угольный рисунок. Secreta Artis. 2021;(1):16-46. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-1-16-46

For citation:


Fomicheva D.V. "Picturesque graphics": three pencil technique, multi-layered charcoal drawing. Secreta Artis. 2021;(1):16-46. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-1-16-46

Просмотров: 15


ISSN 2618-7140 (Print)