Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

ДОРОЖНЫЕ ЭТЮДЫ: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В статье излагаются базовые принципы авторской методики преподавания пленера, одной из наиболее сложных дисциплин, изучаемых в художественных учебных заведениях. Методика позволяет успешно освоить искусство колористического пейзажа, основой которого является воспроизведение состояний природы путем достоверной передачи тональных и цветовых отношений всех элементов композиции. В художественную педагогику вводится понятие «дорожные этюды»: живописные наброски пейзажных мотивов, выполняемые учащимся из окна движущегося транспорта (автомобиля, электропоезда, теплохода и т. п.), благодаря чему происходит мобилизация внимания и зрительной памяти, развивается способность оперативно анализировать цветовые и тональные особенности наблюдаемого пейзажа. Автор методики на новом уровне использует классический прием применения ограниченной палитры из трех основных цветов (красного, синего, желтого) с прибавлением черного (модулятора тона) как красок, которые необходимы и достаточны для достоверной передачи природных состояний, овладения профессиональной культурой работы с цветом и тоном. В статье описан оптимальный выбор художественных материалов и техника выполнения дорожных этюдов, которую отличает высокая скорость, импровизационный характер и применение широкого спектра профессиональных приемов живописи. Автор также уделяет внимание основным принципам работы с композицией пейзажных мотивов. Впервые публикуется поэтапная фотосъемка процесса создания дорожных этюдов (шесть зимних и три весенних мотива) в сопровождении кратких комментариев. Данная авторская методика преподавания пленера отличается новизной, способствует быстрому и эффективному освоению живописи разнообразных природных состояний, развивает наблюдательность, помогает выработать индивидуальные творческие технические приемы, формирует у учащихся способность воспроизводить пейзаж по памяти.

Об авторе

Сергей Николаевич Андрияка
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. 1806-1858. М.: Искусство, 1956. Т. II. 420 с.

2. Андрияка С. Н. Акварельный пейзаж: зимние мотивы // Secreta Artis. 2019. № 1 (05). С. 58-68.

3. Андрияка С. Н. Дорожные этюды // Secreta Artis. 2018. № 3 (03). С. 2-25.

4. Андрияка С. Н. Учимся компоновать и изображать пейзаж. Перспектива линейная и воздушная. Панорамный пейзаж // Secreta Artis. 2018. № 1 (01). С. 30-43.

5. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. 320 с.

6. Гёте И.-В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. 624 с.

7. Грин Н. Э. Композиция пейзажа: предписания европейской художественной школы XIX столетия. Часть I. Линейная композиция / Перевод и комментарий Д. В. Фомичёвой // Secreta Artis. 2019. № 2 (06). C. 16-31.

8. Касань А. Руководство к рисованию акварелью. М.: Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2007. 226 с.

9. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус,2014. 320 с.

10. Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. М.: Искусство, 2001. Ч. 2. 176 с.

11. Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века из музеев РСФСР. М.: Изобразительное искусство, 1983. 336 с.

12. Смирнова Е. Р. Чебоксарский Левша. Беседа с Александром Леонидовичем Мухиным-Чебоксарским // Secreta Artis. 2019. № 3 (07). C. 44-51.

13. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. 588 с.

14. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.

15. Bower P. Turner’s Papers. A Study of the Manufacture, Selection and Use of his Drawing Papers. 1787-1820. London: Tate Gallery, 1990. 136 p.


Для цитирования:


Андрияка С.Н. ДОРОЖНЫЕ ЭТЮДЫ: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. Secreta Artis. 2020;(1):33-59.

For citation:


Andriaka S.N. TRAVEL SKETCHING: WORK SEQUENCE AND TECHNICAL FEATURES. Secreta Artis. 2020;(1):33-59. (In Russ.)

Просмотров: 13


ISSN 2618-7140 (Print)