Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск

«Нерукотворный» рисунок: о графических техниках эпохи Ренессанса

Полный текст:

Аннотация

В статье ставится задача осмыслить результаты научных исследований шедевров графики эпохи ренессанса на основе личного опыта автора по освоению аутентических исторических технологий рисунка и изучения классической европейской художественной школы. В статье описываются методы выполнения многослойного рисунка с применением разнообразных графических техник и широкого спектра художественных материалов (металлических штифтов, туши, мягких материалов и т. д.), грунтовки бумаги, тканых основ и тонировки бумаги с применением грунтов на основе нескольких пигментов, включая кристаллические, а также тонировки бумаги сухими пигментами. обсуждаются вопросы оптических качеств авторских грунтов для графики. Охарактеризованы принципы работы с цветом, в частности, применение в одном рисунке туши теплого и холодного оттенков, введение трех основных цветов в состав грунтов для графических произведений. Описаны приемы работы с фактурой в шедеврах ренессансной графики, использования «графьи» и полировки рисунка.

Об авторе

Дарья Владимировна Фомичева
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Батти Х., Принг А. Минералогия для студентов. М.: Мир, 2001. 432 с.

2. Бергер Э. Техника фрески и техника сграффито / пер. с нем. П. З.; под ред. Н. М. Чернышева и В. Д. Загоскиной. М.: Художественное издательское АО АХР, 1930. 189 с.

3. Бергер Э. История развития техники масляной живописи / пер. с нем. и вступ. статья А. Н. Лужецкой. М.: АХ СССР, 1961. 511 с.

4. Дюрер А. Трактаты. М.: Студия Артемия Лебедева, 2011. 266 с.

5. Касань А. Руководство к рисованию акварелью. М.: Изд-во Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2007. 224 с.

6. Киплик Д. И. Техника живописи. М.: В. Шевчук, 2011. 536 с.

7. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентинского / пер. А. А. Губера, В. К. Шилейко. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. 384 с.

8. Лосский Н. О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. М.: Викмо - Русский путь, 2008. 400 с.

9. Перова Е. Г. Пастель: История. Техника. Реставрация. Атрибуция: метод. рекомендации. М.: Сканрус, 2006. 144 с.

10. Сигарип Л. Живопись масляными красками, акварелью и пастелью: практ. руководство для художников-самоучек по живописи масляными красками, акварелью и пастелью. 2-е изд. Петроград; М.: М. Н. Петров, 1916. 96 с.

11. Фомичева Д. В. Забытые ценные элементы академической школы рисунка XVIII-XIX веков // Secreta Artis. 2018. № 1 (01). С. 58-67.

12. Фомичева Д. В. Беседы с А. Н. Овчинниковым. Кристаллические пигменты // Художественный совет. № 4 (74), 2010. С. 14-19.

13. Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи / пер. А. Лужнецкой; под ред. А. Рыбникова. Москва: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. 139 с.

14. Alexander J. J. G. Medieval Illuminators and Their Methods of Work. New Haven, London: Yale University Press, 1992. 214 p.

15. Ancient Egyptian Materials and Technology / еd. P. T. Nicholson and I. Shaw. New York: Cambridge University Press, 2000. 702 p.

16. Ball P. Bright Earth: Art and the Invention of Color. London: Vintage books, 2012. 434 p.

17. Bower P. Turner’s Papers. A Study of the Manufacture, Selection and Use of his Drawing Papers 1787-1820. London: Tate Gallery, 1990. 136 p.

18. Brons C., Rasmussen K. L., Di Crescenzo M. et al. Painting the Palace of Apries I: ancient binding media and coatings of the reliefs from the Palace of Apries, Lower Egypt // Heritage Science. 2018. Vol. 6. Article 6.

19. Haeffner M. Dictionary of Alchemy: From Maria Prophetessa to Isaac Newton. London: Aeon Books, 2004. 272 р.

20. Higgits C., White R. Analyses of Paint Media: New Studies of Italian Paintings of the Fifteenth and Sixteenth Centuries // National Gallery Technical Bulletin. 2005. № 26. P. 88-104.

21. Italian Renaissance Drawings. Technical Examination and Analysis / ed. J. Ambers, C. Higgit and D. Saunders. London: Archetype Publications; The British Museum, 2010. 174 p.

22. Medieval and Renaissance treatises on the Arts of Painting: Original Texts with English Translations / ed. and trans. M. P. Merrifield. Mineola, N.Y.: Dover Publications, Inc., 1967. 1280 р.

23. Parker K. T. The Drawings of Hans Holbein in the Collection of His Majesty the King at Windsor Castle. Oxford; London: The Phaidon Press Ltd., 1945. 62 p., 85 plates.

24. Reiche I., Radtke M., Berger A. et al. Spatially resolved synchrotron-induced X-ray fluorescence analyses of metal point drawings and their mysterious inscriptions // Spectrochimica Acta. B-Atomic Spectroscopy. 2004. Vol. 59.10-11 P. 1657-1662.

25. Theophilus. On Divers Arts / trans. J. G. Hawthorne and C. S. Smith. New York: Dover Publications, Inc., 1979. 216 p.

26. Thompson D. V. The Materials and Techniques of Medieval Painting. New York: Dover Publications, Inc., 1956. 239 p.

27. Winter J. East Asian Paintings. Materials, Structures and Deterioration Mechanisms. London: Archetype Publications, The Freer Gallery of Art and Arthur M. Sackler Gallery, Smithsonian Institution, 2008. 202 p.


Рецензия

Для цитирования:


Фомичева Д.В. «Нерукотворный» рисунок: о графических техниках эпохи Ренессанса. Secreta Artis. 2018;(3):58-75.

For citation:


Fomicheva D.V. A Drawing Wrought Supernaturally: Renaissance Graphic Techniques. Secreta Artis. 2018;(3):58-75. (In Russ.)

Просмотров: 254


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)