Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск

Краски из цветного и бесцветного стекла в живописи Рембрандта

Полный текст:

Аннотация

Техника живописи Рембрандта, одного из величайших художников в мировой истории, представляет особый интерес. Без знания её особенностей невозможно понять изобретённые им живописные эффекты. В статье предпринята попытка осмыслить результаты научных исследований ряда произведений Рембрандта, в ходе которых в составе красок обнаружено бесцветное и цветное (синее и жёлтое) стекло. Фотографии пигментов из цветного и бесцветного стекла, хрусталя и лазурита, выполненные с двадцати- и пятидесятикратным увеличением, позволяют яснее понять их оптические, колористические и текстурные функции в красочном слое. Описан технический приём добавок мела в масляные краски, напрямую связанный с авторским методом живописи импасто, который был разработан Рембрандтом и широко применялся им в поздний период творчества. Работая на ограниченной палитре красок с прекрасными оптическими свойствами, Рембрандт достигал уникальных цветовых и светотеневых эффектов.

Об авторах

Дарья Владимировна Фомичева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки"
Россия


Джордж О’Хэнлон
Natural Pigments
Соединённые Штаты Америки


Список литературы

1. Байе Ш. Очерк истории искусств / пер. Е. М. Преображенской; под ред. А. И. Сомова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1904. 272 с.

2. Батти Х., Принг А. Минералогия для студентов. М.: Мир, 2001. 432 с.

3. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. 511 с.

4. Ван Гог В. Письма к брату Тео. СПб.: Азбука-классика, 2007. 384 с.

5. Ван Гог В. Письма к друзьям. СПб.: Азбука-классика, 2008. 224 с

6. Виннер А. В. Лаки и их применение в живописи. М.: Изогиз, 1934. 253 с

7. Киплик Д. И. Техника живописи. М.: В. Шевчук, 2011. 536 с

8. Марков П. А. Об акварели, или живописи водяными красками. СПб.: В. П. Печаткин, 1884. 168 с

9. Овчинников А. Н. О санкире // Символика христианского искусства. М.: Православное изд-во «Родник», 1999. С. 436-459

10. Сланский Б. Техника живописи. М.: Издательстврво АХ СССР, 1962. 378 с

11. Фейнберг Л. Е. Беседы о технике живописи старых мастеров. М.: [Б. и.], 1939. 44 с

12. Фомичёва Д. В. Янтарный лак // Художественный совет. 2008. № 3(61). С. 14-18; № 4(62), 2008. С. 14-17

13. Ball P. Bright Earth: Art and the Invention of Color. Chicago: University of Chicago Press, 2003. 382 p

14. Bikker J., Krekeler A. Experimental Technique, the Paintings // Rembrandt, the Late Works: exhibition catalogue / eds. J. Bikker, G. J. M. Weber, M. E. Wieseman, E. Hinterding. L.: National Gallery Company, 2014. P. 133-155

15. Bomford D., Brown Ch., Roy A. Art in the Making: Rembrandt / contrib. J. Kirby, R. White. L.: National Gallery Publications, 1988. 160 p

16. De Massou C. M. A Treatise on the Art of Painting, and the Compostion of Colours, Containing Instructions for All the Various Processes of Painting. Together with Observations upon the Qualities and Ingredients of Colours. L.: T. Baylis, 1797. 242 p

17. Eikema Hommes M. H. van, Wetering E. van de. Licht en kleurbij Caravaggio en Rembrandt door de ogen van huntijdgenoten // Caravaggio - Rembrandt. Zwolle; Amsterdam: Waanders; Rijksmuseum, 2006. P. 164-179

18. Janssens K., Snickt G. van der, Alfeld M., Noble P., Loon A. van, Delaney J., Conover D., Zeibel J., Dik J. Rembrandt’s ‘Saul and David’ (c. 1652): Use of multiple types of smalt evidenced by means of non-destructive imaging // Microchemical Journal. 2016. Vol. 126. P. 515-523

19. Loon A. van, Noble P., Krekeler A., Snickt G. van der, Janssens K., Abe Y., Nakai I., Dik J. Artificial Orpiment, a New Pigment in Rembrandt’s Palette // Heritage Science. 2017 (https://heritagesciencejournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40494-017-0138-1, дата обращения: 19.02.2018)

20. Lutzenberger K., Stege H., Tilenschi C. A Note on Glass and Silica in Oil Paintings from the 15th to the 17th Century // Journal of Cultural Heritage. 2010. Vol. 11. P. 365-372

21. Roy A. Studying Rembrandt’s techniques at the National Gallery, London // Techne 2012. Vol. 35: Rembrandt: approches scientifiques et restaurations. P. 6-13

22. Roy A., Spring M., Plazzotta C. Raphael’s Early Work in the National Gallery: Paintings before Rome // National Gallery Technical Bulletin. 2004. Vol. 25. P 4-35

23. Roy A., Kirby J. Rembrandt’s Palette // Bomford D., Kirby J., Roy A., Rüger A., White R. Art in the Making: Rembrandt. New ed. L.: National Gallery Company, 2006. P. 35-47

24. Spring M. New Insights into the Materials of Fifteenth- and Sixteenth-century Netherlandish Paintings in the National Gallery, London // Heritage Science. 2017 (https://link.springer.com/article/10.1186/s40494-017-0152-3, дата обращения: 19.02.2018)

25. Wetering E. van de. Rembrandt: The Painter at Work. Amsterdam: Amsterdam University Press, 1997. 340 p

26. White R., Kirby J. Rembrandt and His Circle: Seventeenth-Century Dutch Paint Media Re-examined // National Gallery Technical Bulletin. 1994. Vol. 15. P. 64-78


Рецензия

Для цитирования:


Фомичева Д.В., О’Хэнлон Д. Краски из цветного и бесцветного стекла в живописи Рембрандта. Secreta Artis. 2018;(1):20-29.

For citation:


Fomicheva D.V., O’Hanlon G. Paints Made of Color and Colorless Glass in Rembrandt’s Painting. Secreta Artis. 2018;(1):20-29. (In Russ.)

Просмотров: 259


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)