Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Рисунок обнаженной фигуры в сложном ракурсе в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Полный текст:

Аннотация

Статья А. В. Щемелинского знакомит с основными правилами изображения обнаженной натуры в сложном ракурсе - одного из наиболее трудных заданий по академическому рисунку в высшей художественной школе. Автором подробно рассматриваются этапы работы: от постановки модели и создания эскиза-наброска до завершающих штрихов и финального обобщения формы. Учитывающие анатомию человека в целом и индивидуальные пропорции модели в частности предлагаемые методические рекомендации сформулированы на основе теоретических знаний автора, изучения им произведений классической западноевропейской и русской художественных школ. Принципы, сформулированные в статье, восходят к опыту преподавателя Императорской Академии художеств П. П. Чистякова, автора оригинальной системы. Положения статьи основываются на творческой практике автора и подкрепляются его педагогической деятельностью в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. В своей статье А. В. Щемелинский предлагает оптимальную технику рисунка, обосновывая выбор художественных материалов и указывая наиболее распространенные ошибки. Рисунок модели в сложном ракурсе развивает объемно-пространственное восприятие натуры и умение грамотно выстраивать объемы. Одна из важнейших задач художника-педагога - сформировать у учащихся конструктивно-пластическое и образно-пластическое осмысление форм, способность понимать конструктивную основу, изображать пластическую структуру предмета на плоскости. Каждому профессиональному художнику при создании произведений станковой и монументальной живописи, многофигурных композиций необходимо уметь правильно изображать модель в разнообразных ракурсах. Рекомендации автора статьи могут быть полезны преподавателям и учащимся художественных учебных заведений в ходе освоения дисциплины «Академический рисунок» в качестве методического пособия при работе с обнаженной моделью. Статья проиллюстрирована шедеврами монументальной и станковой живописи, подготовительными рисунками к ним, а также лучшими образцами учебных академических рисунков.

Об авторе

Александр Владимирович Щемелинский
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Анатомия фигуры человека: Краткое пособие для художников. Вып. 1. Учеб. пособие. СПб.: Артиндекс, 2015. 116 с.

2. Андрияка С. Н. Наброски животных как метод овладения искусством рисунка в Школе акварели и Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки // Secreta Artis. 2018. № 2 (02). С. 28-39.

3. Андрияка С. Н. Слово главного редактора // Secreta Artis. 2018. № 1 (01). С. 3.

4. Великие художники итальянского Возрождения. Т. II. Триумф цвета / Под ред. Э. Кёнига. М.: Арт-родник, 2008. 624 с.

5. Гинзбург И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. Л.; М.: Искусство, 1940. 204 с.

6. Лясковская О. А. П. П. Чистяков. М.: Изд-во Государственной Третьяковской галереи, 1950. 80 с.

7. Механик Н. Основы пластической анатомии. М.: В. Шевчук, 2011. 260 с.

8. Могилевцев В. А. Образцы для копирования: Учеб. пособие. СПб.: 4арт, 2016. 132 с.

9. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР. М: Изобразительное искусство, 1989. 240 с.

10. Радлов Н. Э. Рисование с натуры. Ленинград: Художник РСФСР, 1978. 132 с.

11. Рисунок и акварель в России. XVIII век. СПб.: Palace Editions, 2005. 176 с.

12. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед.ин-тов / Под ред. А. М. Серова. М.: Просвещение, 1975. 271 с.

13. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. Учеб. пособие для пед. училищ. М.: Просвещение, 1976. 287 с.

14. Учебный рисунок: Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова: Учеб. пособие / Авт.-сост. С. А. Гавриляченко. М.: Искусство, 2003. 91 с.

15. Фицтум В. Барокко в Неаполе и Южной Италии. М.: Изобразительное искусство, 1983. 96 с.

16. Фицтум В. Барокко в Риме. М.: Изобразительное искусство, 1986. 96 с.

17. Цёльнер Ф., Тоенес К., Поппер Т. Микеланджело.1475-1564. Полное собрание произведений. М.: TASCHEN / АРТ-РОДНИК, 2008. 768 с.

18. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания.1832-1919 г. М.: Искусство, 1953. 592 с.

19. Leymarie J., Monnier G., Rose B. Le Dessin. Geneve: SKIRA, 1979. 280 p.


Для цитирования:


Щемелинский А.В. Рисунок обнаженной фигуры в сложном ракурсе в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Secreta Artis. 2020;(2):2-16.

For citation:


Shchemelinskiy A.V. Drawing Nudity from a complex Angle. Notes from the Academy of Watercolor and Fine Arts of Sergey Andriyaka. Secreta Artis. 2020;(2):2-16. (In Russ.)

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)