Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Новые данные об оранжевых минеральных пигментах в произведениях невьянской школы иконописи

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-2-22-49

Аннотация

Целью настоящей работы является исследование необычной технологической особенности икон старообрядческого горнозаводского Урала – применения минералов крокоита и реальгара в качестве художественных пигментов. При проведении технологической экспертизы шестидесяти двух невьянских икон XVIII–XIX вв. в ГОСНИИР в 2019–2023 гг. реальгар впервые был обнаружен в двадцати двух памятниках, крокоит – в одиннадцати, что доказывает широкое применение этих минералов в уральской иконописи. Химический анализ образцов красочного слоя с икон был проведен комплексом аналитических методов, таких как поляризационная микроскопия, энергодисперсионный рентгеновский микроанализ, ИКи КР-микроспектроскопия.

Необходимо отметить, что оба рассматриваемых минеральных пигмента являются редкими как для русской живописи, так и для поздней русской иконописи иных художественных центров и школ. Можно предположить, что реальгар появился в обиходе уральских мастеров как привозная краска из Западной Европы под названием Rauschgelb / Rusgeel, где он был востребован в живописи в XVI–XVIII вв. Не исключено также, что он мог завозиться в Россию, на Урал, из Китая или Средней Азии, где расположены его крупные месторождения. Тогда как появление крокоита в невьянских произведениях, бесспорно, обусловлено открытием и разработкой его месторождений именно на Среднем Урале. Оба минерала начинают использоваться в невьянских иконах во второй половине XVIII в. (нижней хронологической границей применения крокоита является первая половина 60-х гг. XVIII в). По всей видимости, в XIX в. они постепенно исчезают из обихода уральских иконописцев.

Об авторах

Е. В. Лаврентьева
Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГОСНИИР) Российской Федерации
Россия

кандидат искусствоведения, научный сотрудник отдела реставрации темперной живописи

107014, Москва, ул. Гастелло, д. 44, стр. 1 



И. Ф. Кадикова
Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГОСНИИР) Российской Федерации
Россия

зав. лабораторией физико-химических исследований

107014, Москва, ул. Гастелло, д. 44, стр. 1



В. Ю. Карпенко
Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана Российской академии наук
Россия

кандидат геолого- минералогических наук, старший научный сотрудник

 119071, Москва, Ленинский просп., д. 18, корп. 2



Список литературы

1. Агентов М. И. Открытие сокровенных художеств, служащее для фабрикантов, мануфактуристов, художников, мастеровых людей и для экономии. 3-е издание. Ч. 1. М.: В типографии компании типографической, 1790. 336 с.

2. Александров В. А. Начало Ирбитской ярмарки // История СССР. 1974. № 16. с. 36–57.

3. Байдин В. И. Заметки об иконописцах-старообрядцах на горных заводах Урала в первой половине – середине XVIII в.: новые имена и новое об известных мастерах (к вопросу об источниках и времени складывания невьянской иконописной школы) // Вестник музея «невьянская икона». 2002. № 1. с. 58–81.

4. Баранов В. В. технология поздней русской иконописи. Ижевск: [б. изд.], 2017. с. 101–114.

5. Бушмакин А. Ф., Кайнов В. И. Крокоит из месторождения точильная гора на среднем Урале // Минералогия и петрография Урала. Вып. 1. / Отв. ред. Вертушков Г. Н. Свердловск: Изд-во УПИ, 1978. с. 63–71.

6. Бушмакин А. Ф. Крокоит из Берёзовского золотого рудника // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. 1993. № 4. с. 116–119.

7. Виннер А. В. Материалы масляной живописи. М.: Искусство, 1950. 522 с.

8. Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи. История и исследование: Учебное пособие. 4-е издание, стереотипное. СПб.: Лань; Планета МУЗЫКИ, 2019. 336 с.

9. Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в русском музее / авт.-сост. Вилинбахова Т. Б., Клюканова О. В., Макарова А. А. и др. СПб.: Palace Editions, 2014. 208 с.

10. Дусматов В. Д. Из истории минералогических исследований в таджикистане с древнейших времен до 1917 г. // очерки по истории Таджикистана. Вып.1. Душанбе: Дониш, 1990. с. 7−53.

11. Ильин В. Н. «Сарообрядческий вопрос» в Российской империи 1666–1905 гг. // Ученые записки алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2016. Вып. 12–13. с. 89–110.

12. Кадикова И. Ф., Лаврентьева Е. В. Химический состав красок и грунтов как важный аспект атрибуции поздней русской иконописи Уральского региона // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей. Вып. 13. / Под ред. Захаровой А. В., Мальцевой С. В., Станюкович-Денисовой Е. Ю. М.: МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. [в печати].

13. Карпенко В. Ю., Паутов Л. А., Мираков М. А., Сийдра О. Й., Махмадшариф С., Шодибеков М. А., Плечов П. Ю. Находка бонацциита и алакранита в возгонах природного подземного угольного пожара в урочище Кухи-Малик, Таджикистан // Новые данные о минералах. 2021. т. 55 (4). с. 82−93.

14. Касаткин А. В., Степанов С. Ю., Цыганко М. В., Шкода Р., Нестола Ф., Плашил Я., Маковицки Э., Агаханов А. А., Паламарчук Р. С. Минералогия Воронцовского золоторудного месторождения (Северный Урал). Часть 1: История изучения, минеральные ассоциации, кадастр минеральных видов // Минералогия. 2020. 6 (4). с. 3−34. DOI: 10.35597/2313-545X-2020-6-4-1. URL: https://journal.mineralogy.ru/wp-content/uploads/2020/12/2020_6_4_1.pdf (дата обращения: 05.05.2023).

15. Катионов О. Н. Московско-сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII–XX вв.; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Новосибирский гос. пед. ун-т», Администрация Новосибирской обл. 2-е изд., перераб. и доп. новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. 371 с.

16. Комашко Н. И. Русская икона XVIII века: столичная икона, провинциальная икона, народная икона. М.: Agey Tomesh, 2006. 337 c.

17. Красилин М. М., Наумова М. М., Данченко Е. А. Об одной группе невьянских икон // Искусство Христианского Мира. 2007. Вып. 10. с. 404−416.

18. Лаврентьева Е. В., Кадикова И. Ф. К вопросу об атрибуции группы невьянских икон из собрания музея «невьянская икона»: результаты технико-технологических исследований // Материалы Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения: Хранение, исследование, реставрация музейных предметов и коллекций. История, современное состояние и перспективы развития. К 100-летию службы реставрации музейных ценностей Русского музея (1922–2022)», 25–29 апреля 2022 года / Под ред. Бабиной о. а. и др. Вып. VIII. Том 2. СПб.: ГРМ, 2023. с. 377−387.

19. Ломоносов М. В. Первые основания металлургии, или рудных дел. Т. 5. труды по минералогии, металлургии и горному делу. Москва – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1954. 748 c.

20. Минералогия Урала: Элементы. карбиды. сульфиды / Под ред. Юшкина Н. П. Свердловск: Ин-т геологии и геохимии УрО АН СССР, 1990. 390 с.

21. Минерально-сырьевая база Кыргызской республики на рубеже перехода к рыночной экономике / Под. ред. Турсунгазиева Б. Т. Бишкек: Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской республики, 1998. 231 с.

22. Наумова М. М. Поздняя античность. Средневековье. Возрождение. М.: Индрик, 2018. 432 с.

23. Николай Угодник. Каталог выставки 29 июня – 31 августа 2019 г. / Под. ред. Авдохина А. С. Кириллов: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2021. 774 с.

24. Орлова Е. В. Об особенностях коллекции икон семьи Пόносовых в собрании Приморской государственной картинной галереи // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 3 (18). с 69−82. DOI: 10.46748/ARTEURAS.2020.03.006. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/60.

25. Паллас П. С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской Императорской Академии наук. / Пер. с нем. Томанский Ф. СПб.: Императорская Академия наук, 1786. 614 с.

26. Рудники Урала. Берёзовский рудник: крокоитовый шурф. URL: https://uralmines.ru/beryozovskij–rudnik–krokoitovyj–shurf/ (дата обращения: 16.07.2023).

27. Русско-китайские отношения. 1689−1916. Официальные документы. М.: Издательство восточной литературы, 1958. 138 с.

28. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV−XIX вв.: в 2 т. / Сост., вступ. ст. и примеч. Гренберга Ю. И. СПб: Пушкинский фонд, 1995−1998.

29. Словарь русского языка XI–XVII вв. / Российская академия наук, Институт русского языка. Выпуск 21. (Прочный – раскидати) / Авт. и ред. Шаламова А. Н. М: Наука, 1995. 280 c.

30. Хохлов А. Н. Китайские товары на Ирбитской ярмарке во второй половине XIX в. – начале XX в. // Общество и государство в Китае. 2015. № 2 (45). с. 645−652.

31. Эйгер Н. Некоторые сведения об учреждении Ирбитской ярмарки и о развитии на ней торговли // Пермский сборник: повременное издание. Кн. 2. Отд. 3. М.: В типографии Грачева и комп., 1860. с. 1–17.

32. Юшкин Н. П., Иванов О. К., Попов В. А. Введение в топоминералогию Урала. М.: Наука, 1986. 295 с.

33. Ярцов А. С. Российская горная история. Уральская часть. Книга первая: [рукопись 1810 г.] / Науч. ред. Корепанов Н. С. Екатеринбург: Издательский дом Баско, 2018. 376 с.

34. Bottrill R. S., Williams P. A., Dohnt S., Sorrell S., Kemp N. R. Crocoite and associated minerals from Tasmania // Australian Journal of Mineralogy. 2006. 12 (2). P. 59−90.

35. Commentar zur Pharmacopea Germanica. Berlin: Springer, 1873. 719 S.

36. Constant de Massoul M. A Treatise on the Art of Painting, and the Composition of Colours; Containing Instructions for All the Various Processes of Painting: Together with Observations upon the Qualities and Ingredients of Colours. London, 1797. 242 p.

37. Crocoite. Conservation & Art Materials Encyclopedia Online. URL: https://cameo.mfa.org/wiki/Crocoite (дата обращения: 14.07.2023).

38. Crocoite. URL: https://www.mindat.org/min-1157.html (дата обращения: 14.07.2023).

39. De groote waereld in’t kleen geschildert, of schilderagtig tafereel van’s Weerelds schilderyen. Amsterdam: Beurs, W., 1692. 198 s.

40. Die zu allerhand raren und neuen Curiositäten, auch vielen andern ungemeinen Künstund Wissenschafften eröffnete guldene Kunst-Pforte, getreulich angewiesen in einem gantz neu heraus gegebenen Kunst-Buch: in dessen voran gedruckten Jnnhalt alle Materien so in diesem gantzen Werck enthalten zu ersehen sind: ein Werck so nicht allein vielen Künstlern und Handwerckern, sondern auch fast jederman, wes Standes und Dignität er immer seyn mag, sehr nutzlich und dienlich. Frankfurt: A. Johann, 1710. 1072 s.

41. Eastaugh N., Walsh V., Chaplin T., Siddall R. The Pigment Compendium: A Dictionary of Historical Pigments. Amsterdam: Elsevier – Butterworth Heinemen, 2004. 499 p. DOI: 10.4324/9780080473765.

42. FitzHugh E. W. Orpiment and Realgar // Artists' Pigments: A Handbook of Their History and Characteristics. Vol. 3. / Ed. by E. W. FitzHugh. Washington: National Gallery of Art; London: Archetype Publications, 1997. P. 47–80.

43. Geerts A. J. C. Les produits de la nature Japonaise et Chinoise (partie inorganique et mineralogique), pt. 1. Yokohama: C. Lévy, 1878. 662 p.

44. Giaccai J., Bisulca Ch., Ichimiya Y., Winter J. Colorants and Paintings from the Arthur M. Sackler Gallery // Scientific Studies of Pigments in Chinese Paintings / Ed. by B. McCarthy and J. Giaccai. Washington: Archetype Publications, 2021. P. 63−78.

45. Gliozzo E., Burgio L. Pigments – Arsenic-based Yellows and Reds // Archaeological and Anthropological Sciences. 2022. 14: 4. DOI: 10.1007/s12520-021-01431-z. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12520021-01431-z (дата обращения: 5.05.2023).

46. Gliozzo E., Ionescu C. Pigments − Lead-based whites, reds, yellows and oranges and their alteration phases // Archaeological and Anthropological Sciences. 2022. 14: 17. DOI: 10.1007/s12520-021-01407-z. URL: https://www.researchgate.net/publication/357418381_Pigments-Lead-based_whites_reds_yellows_and_oranges_and_their_alteration_phases (дата обращения: 05.05.2023).

47. Groot schilderboek: waar in de schilderkonst in al haar deelen grondig werd onderweezen, ook door Redeneeringen en Printverbeeldingen verklaard; met voorbeelden uyt de beste Konst-stukken der oude en nieuwe puykschilderen bevestigd: en derzelver Welen Misstand aangeweezen. Amsterdam: Hendrick Desbordes, 1712. 430 s.

48. Grundman G., Richter M. Types of Dry-Process Artificial Arsenic Sulphide Pigments in Cultural Heritage // Fatto d’Archimia. Los pigmentos artificiales en las técnicas pictóricas / Ed. by M. del Egido and S. Kroustallis. Madrid: Ministerio de Educación, Cultura y Deporte, 2012. P. 119–144. DOI:10.13140/2.1.4384.0323.

49. Handbuch der allgemeinen und speciellen Arzneiverordnungslehre: auf Grundlage der Pharmacopoea Germanica ed altera. Berlin: A. Hirschwald, 1883. 821 s.

50. Hope W. H. St. J., Fox G. E. Excavations on the Site of the Roman City at Silchester, Hants // Archaeologia. 1896. Vol. 55. № 1. P. 215−256.

51. Joannis Schefferi Argentoratensis Graphice, id est, De arte pingendi liber singularis: cum indice necessario. Norimbergae: Ex officina Endteriana, 1669. 232 p.

52. Keune K., Mass J., Meirer F., Pottasch C., van Loon A., Hull A., Church J., Pouyet E., Cotte M., Mehta A. Tracking the Transformation and Transport of Arsenic Sulfide Pigments in Paints: Synchrotron-Based X-ray Micro-Analyses // Journal of Analytical Atomic Spectrometry. 2015. Vol. 30. № 3. P. 813−827. DOI: 10.1039/C4JA00424H.

53. Kuhn H., Curran M. Chrome Yellow and Other Chromate Pigments // Artists' Pigments: A Handbook of their History and Characteristics. Vol. 1. / Ed. by Feller R. L. Washington: National Gallery of Art; London: Archetype Publications, 1986. P. 187–217.

54. Laurie M. A. The Materials of the Painter’s Craft in Europe and Egypt from Earliest Times to the End of the XVIIth Century, with some Account of their Preparation and Use. London; Edinburg: T. N. Fouls, 1910. 448 р.

55. Lehrbuch der Pharmakognosie. Berlin: Verlag von August Hirschwald, 1874. 412 S.

56. Mugnaini S., Bagnoli A., Bensi P., Droghini F., Scala A., Guasparri G. Thirteenth century wall paintings under the Siena Cathedral (Italy). Mineralogical and petrographic study of materials, painting techniques and state of conservation // Journal of Cultural Heritage. 2006. Vol. 7. P. 171−185. DOI: 10.1016/j.culher.2006.04.002.

57. Neuer Tractat von Firniß Laquir und MahlerKünsten. Leipzig: D. Pietsch, 1746. 160 S.

58. Pharmacopoea Almeriana Galeno-Chymica. Almeriae: Joannem van Beyeren, 1726. 184 p.

59. Pharmacopoea Badensis. Heidelbergae: Chr. Fr. Winter, 1841. 353 p

60. Pharmacopoea Danica: Regia autoritate a Collegio Medico Hauniensi. Francfurti et Lapsiae: [s.n.], 1786. 364 p.

61. Pharmacopoea Harlemensis Galeno-Chymica, senatus auctoritate munita. Harlemi: P. van Assendelft, 1741. 258 p.

62. Pharmacopoea jussu Senatus Insulensis tertio edita. Insulis Flandrorum: J. B. Henry, 1772. 318 p.

63. Pharmacopoea Leidensis, amplissimorum magistratuum auctoritate instaurata. Lugduni Batavorum: S. Luchtmans, 1732. 180 p.

64. Pharmacopoea Svecica. Mediolani: Excudebat Societas Tupogr. Classicorum Italia Scriptorum, 1826. 272 p.

65. Pharmacopoea Wirtenbergica in duas partes divisa quarum prior materiam medicam historico – physico – medice descriptam. Stutgardiae: Impensis Francisci Christian Loeflundi, 1798. 224 p.

66. Pekov I. V. Minerals First Discovered on the Territory of the Former Soviet Union. Moscow: Oсean Publishers, 1998. 369 p.

67. Plesters J., Lazzarini L. Preliminary observations on the technique and materials of Tintoretto // Studies in Conservation. 1972. 17. P. 153−180.

68. Realgar. Conservation & Art Materials Encyclopedia Online. URL: https://cameo.mfa.org/wiki/Realgar (дата обращения: 14.07.2023).

69. Realgar. URL: https://www.mindat.org/min-3375.html (дата обращения: 14.07.2023).

70. Schafer E. H. Orpiment and Realgar in Chinese Technology and Tradition // Journal of the American Oriental Society. 1955. Vol. 75. № 2. P. 73−89.

71. Spurrell F. C. J. Notes on Egyptian Colours // Archaeological Journal. 1895. Vol. 52. № 1. P. 222−239. DOI: 10.1080/00665983.1895.10852669.

72. Taxa seu pretium tam simplicium quam compositorum juxta Pharmacopoeam Danicam. Hauniae: N. Möller, 1772. 56 p.

73. Wallerius J. G. Mineralogia, eller mineralriket indelt och beskrifvit. Stockholm: Lars Salvius, 1747. 479 p.

74. Wallert A. Orpiment and Realgar // Maltechnik – Restauro. 1984. Vol. 90. № 4. P. 45−57.

75. Zhu X., Wang R., Lu X., Liu H., Li J., Ouyang B., Lu J. Secondary minerals of weathered orpiment-realgarbearing tailings in Shimen carbonate-type realgar mine, Changde, Central China // Mineralogy and Petrology. 2015. 109 (1). P. 1−15. DOI: 10.1007/s00710-014-0344-4.


Рецензия

Для цитирования:


Лаврентьева Е.В., Кадикова И.Ф., Карпенко В.Ю. Новые данные об оранжевых минеральных пигментах в произведениях невьянской школы иконописи. Secreta Artis. 2023;6(2):22-49. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-2-22-49

For citation:


Lavrentyeva E.V., Kadikova I.F., Karpenko V.Yu. New Data on Orange Mineral Pigments in the Works of the Nevyansk School of Icon Painting. Secreta Artis. 2023;6(2):22-49. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-2-22-49

Просмотров: 687


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)