Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Пейзаж в ленинградском фарфоре периода «оттепели»

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-1-49-61

Аннотация

Пейзаж становится одним из магистральных жанров ленинградского фарфора периода «оттепели», что отражает особенности советской культуры второй половины 1950-х – 1960-х годов с характерным для нее стремлением к освоению новых пространств, изменением облика городов и массовым строительством. К нему обращаются такие известные художники-фарфористы, как Владимир Городецкий, Нина Славина, Антонина Семёнова, Лариса Григорьева, Тамара Безпалова-Михалёва, Лидия Лебединская и др. При интерпретации пейзажей в «современном стиле» они часто стремятся передать «общее впечатление от изображаемого» посредством использования отдельных знаковых мотивов, позволяя фантазии зрителя самостоятельно достроить образ. Пейзажи могут носить стилизованный, графичный характер или, напротив, отличаться живописной свободой. В некоторых случаях пейзаж сближается с абстракцией, символически передавая характер того или иного времени года. В трактовке городских и пригородных пейзажей художники часто используют  ярусный тип композиции, сочетая лаконичность линейного рисунка и яркий выразительный колорит или, напротив, делая его почти монохромным. Облик Ленинграда трансформируется в фарфоре в соответствии с требованиями «современного стиля»: строгая классика объединяется с модернисткой стилизацией. Художников привлекает тема нового строительства, воплощаемая в изображениях возводимых домов, подъемных кранов, индустриальных конструкций. Пейзажи в фарфоре отличаются гармоничностью сочетания формы и росписи. Художники часто стремятся подчеркнуть особенности формы, соответственно ей выстраивая композицию и расставляя визуальные акценты. Они нередко оставляют бо́льшую часть поверхности предметов без росписи, подчеркивая красоту и звонкую белизну фарфора или используя ее как элемент художественного образа. В то же время художники активно применяют прием цветного крытья, нередко дополненного линейной росписью или прочисткой, а также экспериментируют с непредсказуемыми эффектами растекания красок. Колористическое решение росписей предельно лаконично: обычно используется не более двух-трех цветов.

Об авторе

И. А. Шик
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Шик Ида Александровна Кандидат искусствоведения, Доцент кафедры теории и истории искусства Российского государственного гуманитарного университета

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х - середина 1960-х годов / Авт. ст. А. Д. Боровский, К. А. Малич и др. СПб.: Palace Editions, 2018. 120 с.

2. Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Декоративно-прикладное искусство: Каталог. М.: Советский художник, 1965. 154 с.

3. Герчук Ю. Я. Эффект присутствия. М.: Арт-Волхонка, 2016. 414 с.

4. Декоративное искусство СССР: Каталог выставки. М.: Советский художник, 1968. 156 с.

5. Декоративный минимализм. «Оттепель» в советском фарфоре. Каталог выставки / Авт. ст. И. А. Шик, И. К. Майстренко. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2020. 188 с.

6. Зональная выставка «Ленинград». 1964: Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1965. 252 с.

7. Каталог выставки новых образцов изделий художественной промыш­ленности. М.: [Б. и.], 1961. 168 с.

8. Красильникова Т. В. «Современный стиль» в советском декоративно­прикладном искусстве периода оттепели: дис. ... канд. иск. 17.00.04. М., 2004. 328 с.

9. Криммер Э. Мысли вслух // Декоративное искусство СССР. 1960. №8. С. 18-19.

10. Лансере А. Владимир Городецкий // Декоративное искусство СССР. 1966. №2. С. 13-15.

11. Лансере А. К. Советский фарфор: Искусство Ленинградского государ­ственного фарфорового завода им. Ломоносова. Л.: Художник РСФСР, 1974. 280 с.

12. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1958. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. 95 с.

13. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1962. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962. 90 с.

14. Оттепель / Авт. ст. Н. Л. Адаскина и др.; сост. А. С. Курляндцева, Ю. В. Воротынцева. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017. 720 с.

15. Петрова Н. С. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносо­ва. СПб.: Санкт-Петербург Оркестр, 2007. Т. 2. 895 с.

16. Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства. Каталог. М., Л. 1964. 211 с. 17. Степанова Д. Г. «Ленинградский стиль» в декоративном и промыш­ленном искусстве: введение в проблему// Новое искусствознание. 2020. №4. С. 44-51.

17. Тамара Николаевна Безпалова-Михалёва. Пусть всегда будет солнце / Ст. С. И. Афанасьевой, И. А. Шик. СПб.: Арт-коллекция, 2022. 256 с.

18. Чижова И. Б. Нина Павловна Славина. Л.: Художник РСФСР, 1988. 179 с.

19. Цветкова А. Ю. Ленинградская пейзажная живопись: современ­ный стиль, локальная идентичность, творческая индивидуальность художника-пейзажиста (1960-1980-е гг.): дис. ... канд. иск. 17.00.04. СПб., 2022. 192 с.

20. Эстетика «оттепели»: новое в архитектуре, искусстве, культуре: сбор­ник статей / Под ред. О. В. Казаковой. М.: РОССПЭН, 2013. 493 с.

21. Архивные материалы

22. ЦГА СПб. Ф. 1181. Оп. 27 (2). Д. 339. Л. 55; Ф. 1181. Оп. 27 (4). Д. 812. Л. 28; Ф. 1181. Оп. 27 (3). Д. 557. Л. 41.


Рецензия

Для цитирования:


Шик И.А. Пейзаж в ленинградском фарфоре периода «оттепели». Secreta Artis. 2023;6(1):49-61. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-1-49-61

For citation:


Shik I.A. Landscape in Leningrad Porcelain Art of the “Thaw” Period. Secreta Artis. 2023;6(1):49-61. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2023-6-1-49-61

Просмотров: 235


ISSN 2618-7140 (Print)