

Опыт преподавания портрета по программам предпрофессионального и высшего художественного образования
https://doi.org/10.51236/2618-7140-2022-5-3-74-85
Аннотация
В Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в отличие от других художественных учебных заведений применяется метод наглядного обучения – на занятиях педагог выполняет задания учебной программы. В научно-методическом журнале Secreta Artis впервые публикуются графические портреты, выполненные педагогом Академии А. Р. Давлашян в процессе преподавания академического рисунка по программам предпрофессионального и высшего художественного образования. Портретные рисунки выполняются педагогом быстро, за три-четыре часа, с использованием различных графических техник. Благодаря этому учащиеся не только получают представление о методе последовательной работы над композицией портрета, пропорциями, объемом, световоздушной средой и т. д., но и наблюдают процесс выполнения рисунков в разнообразных техниках.
Важно, что один из ключевых принципов обучения в Академии – непрерывность образования. Это позволяет организовать преподавание, выстроив логическую последовательность постепенно усложняющихся заданий, которые выполняют учащиеся предпрофессионального отделения, а затем студенты. Автор статьи делится личным опытом работы над портретным рисунком, удачными авторскими методиками, оригинальными принципами взаимодействия с обучающимися; описывает различные упражнения, оптимальную постановку задач на первых этапах обучения портрету с постепенным их усложнением (передачей эмоционального мира портретируемого, работой над сюжетным композиционным портретом с сочиненным фоном). Казалось бы, приемы обучения портрету давно разработаны – но всегда необходимы творческий подход к преподаванию, накопление личного педагогического опыта, приемов взаимодействия с учениками.
Об авторе
Алла Размиковна ДавлашянРоссия
Преподаватель кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств
117133, Москва, ул. Академика Варги, д. 15
Список литературы
1. Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2021. 56 с.
2. Андрияка С. Н. Наброски животных как метод овладения искусством рисунка в Школе акварели и Академии акварели и изящных искусств // Secreta Artis. 2018. № 2 (02). С. 28–39.
3. Андрияка С. Н., Фомичева Д. В. Московская государственная академия акварели и изящных искусства Сергея Андрияки – инновационная модель художественного вуза // Открытое образование. 2012. № 4. С. 88–92.
4. Борис Ведерников. Живопись. М.: Перо, 2021. 164 с.
5. Валентин Александрович Серов. Живопись, графика из собрания Государственного Русского музея / Альманах. Вып. 69. СПб.: Palace Editions, 2005. 256 с.
6. Волокитина О. В. Классическая эмаль: создание эскиза // Secreta Artis. 2019. № 3 (07). С. 62–74.
7. Гольбейн / Вступ. ст. Е. А. Тартаковской. Л.: Изд-во Ленинградского областного союза советских художников, 1935. 64 с.
8. Давлашян А. Р. О преподавании рисунка детям на примере работ Евгении Кульшенко, ученицы предпрофессионального отделения Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в 2015 – 2016 годах // Secreta Artis. 2022. Т. 5. В. 1. С. 46–62.
9. Илья Репин / Вступ. ст. Ю. А. Астахова. М.: Белый город, Воскресный день, 2018. 200 с.
10. Императорская академия художеств. Высокое искусство рисунка XVIII–XX вв. М.: Школа акварели Сергея Андрияки, 2010. 80 с.
11. Калашников В. Дмитрий Белюкин. М.: Белый город, Воскресный день, 2017. 48 с.
12. Перова Е. Г. Пастель: История. Техника. Реставрация. Атрибуция: метод. рекомендации. М.: Сканрус, 2006. 144 с.
13. Погодин В. Алексей Кравченко. М.: Белый город, 2011. 64 с.
14. Рисуют наши дети. М.: Школа акварели Сергея Андрияки, 2017. 268 с.
15. Рисуют наши дети: альбом / Из серии: Продолжая традиции. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017. 64 с.
16. Симоненко О. П. Реконструкция техники портретных рисунков И. Н. Крамского // Secreta Artis. 2020. № 3 (11). С. 46–62.
17. Фомичева Д. В. «Живописная» графика: техника трех карандашей, многослойный угольный рисунок // Secreta Artis. 2021. Т. 4. № 1. С. 16–46.
18. Художники-педагоги и студенты: альбом / Из серии: Продолжая традиции. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017. 104 с.
19. Parker K. T. The Drawings of Hans Holbein in the Collection of His Majesty the King at Windsor Castle. Oxford; London: The Phaidon Press Ltd., 1945. 62 p.
20. Robert K. Charcoal Drawing without a Master / Translated from the 4th edition by Elizabeth Haven Appleton. Cincinnati (OH): Robert Clarke & Co, 1880. 112 p
Рецензия
Для цитирования:
Давлашян А.Р. Опыт преподавания портрета по программам предпрофессионального и высшего художественного образования. Secreta Artis. 2022;5(3):74-85. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2022-5-3-74-85
For citation:
Davlashyan A.R. On teaching portraiture as part of pre-vocational and higher art education. Secreta Artis. 2022;5(3):74-85. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2022-5-3-74-85