

Сочинение пейзажа по натурному рисунку городской панорамы
https://doi.org/10.51236/2618-7140-2022-5-3-46-57
Аннотация
Современный пейзажист часто рабски привязан к натуре, к натурному мотиву. Но в натуре практически нет готовых идеальных пейзажных композиций, поэтому распространенный метод увеличивать натурные этюды до размеров картин – это тупиковый путь. Оптимальное решение задачи – нарисовать удачный натурный мотив и затем превратить его в картину, сочиняя композицию, изображая состояние природы, которое лучше всего работает на раскрытие задуманного художественного образа. Создавая художественный образ, художник должен изменить натурный мотив, добавляя одни и удаляя другие его элементы, организуя пейзажный ансамбль в гармоничное целое.
В исследованиях по теории композиции пейзажа отсутствуют сведения о принципах и приемах сочинения панорамных городских пейзажей. Между тем сочинение городской панорамы – одна из самых сложных задач. Ее решению посвящена эта статья: здесь описывается процесс создания крупноформатного пейзажа-картины, выполненного в технике многослойной акварели с использованием натурного рисунка. Особое внимание уделено вопросам работы над образом, выбора оптимального формата композиции и создания центра изображения, корректировки фотоперспективы, работы с глубиной пространства, сочинения элементов первого плана, организации ритмов, выбора состояния природы, колорита композиции.
Об авторе
Сергей Николаевич АндриякаРоссия
Народный художник Российской Федерации, Академик Российской академии художеств, Ректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Заведующий кафедрой рисунка, живописи, композиции и изящных искусств
117133, Москва, ул. Академика Варги, д. 15
Список литературы
1. Андрияка С. Н. Дорожные этюды // Secreta Artis. 2018. № 3 (03). С. 2–25.
2. Андрияка С. Н. Дорожные этюды. Метод выполнения // Secreta Artis. 2021. Т. 4. № 3. С. 6–15.
3. Андрияка С. Н. Дорожные этюды: последовательность работы и технические особенности // Secreta Artis. 2020. № 1 (09). С. 33–59.
4. Андрияка С. Н. Дорожные этюды. Осень. Пасмурный день // Secreta Artis. 2020. № 3 (11). С. 84–87.
5. Андрияка С. Н. Как писать дорожные этюды? // Secreta Artis. 2021. Т. 4. № 2. С. 36–47.
6. Андрияка С. Н. Наброски животных как метод овладения искусством рисунка в Школе акварели и Академии акварели и изящных искусств // Secreta Artis. 2018. № 2 (02). С. 28–39.
7. Андрияка С. Н. От натурного рисунка к пейзажной картине // Secreta Artis. 2022. Т. 5. В. 1. С. 24–37.
8. Андрияка С. Н. Сочинение пейзажа // Secreta Artis. 2022. Т. 5. В. 2. С. 6–20.
9. Андрияка С. Н. Учимся компоновать и изображать пейзаж // Secreta Artis. 2018. № 1 (01). С. 30–43.
10. Андрияка С. Н., Фомичева Д. В. О лесе, об Иване Ивановиче Шишкине и его пейзажных композициях // Secreta Artis. 2020. № 4 (12). С. 6–19.
11. Грин Н. Композиция пейзажа: предписания европейской художественной школы XIX столетия. Часть IV // Secreta Artis. 2020. № 2 (10). С. 87–91.
12. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 320 с.
13. Маслов А. Руководство к рисованию акварелью, или водяными красками без помощи учителя / Сост. А. М. [Репр. изд.]. М.: Московская гос. специализированная шк. акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2010. 184 с.
14. Мочалов Л. В. [К. С.] Петров-Водкин. Мастера мировой живописи. Л.: Аврора, 1971.
15. Пластова Т. Ю. Аркадий Пластов. «От этюда к картине». Статьи, воспоминания, материалы / Предисл. В. В. Леняшина. М.: Фонд «Связь Эпох», 2018. 416 с.
16. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: РИПОЛ классик, Пальмира, 2018. 316 с.
17. Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина Пустынь: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. 264 с.
Рецензия
Для цитирования:
Андрияка С.Н. Сочинение пейзажа по натурному рисунку городской панорамы. Secreta Artis. 2022;5(3):46-57. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2022-5-3-46-57
For citation:
Andriaka S.N. Urban landscape composition: turning a panoramic sketch into a painting. Secreta Artis. 2022;5(3):46-57. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2022-5-3-46-57