Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Икона «Богоматерь Тихвинская, с клеймами сказания»

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-2-48-67

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена истории бытования, уточнению литературного источника, анализу иконографической программы, композиционных особенностей и художественного своеобразия иконы «Богоматерь Тихвинская, с клеймами Сказания» последней четверти XVII века из собрания Исторического музея. Произведение оказалось в музейной коллекции благодаря глобальным изменениям в послереволюционной России, вызвавшим масштабное перемещение культурных ценностей. Икона происходит из тихвинских земель и принадлежит к малоизученной культуре русской провинции. Исследования последних лет выявили целый пласт произведений, связанных с иконописцами Тихвинского посада. Икона «Богоматерь Тихвинская, с клеймами Сказания» представляет собой яркий образец искусства тихвинских мастеров второй половины XVII века.

Об авторе

Людмила Петровна Тарасенко
Государственный исторический музей
Россия

Кандидат искусствоведения, Эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ, Заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея 

109012, Москва, Красная площадь, д. 1



Список литературы

1. Вздорнов Г. И. Реставрация и наука: Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. М.: Индрик, 2006. С. 57–136.

2. Горматюк А. А. Царский лик: икона и портрет // Наше наследие. 2000. № 52. С. 48–57.

3. Горматюк А. А. Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III. М.: ВХНРЦ, 2003. (Исследование и реставрация одного памятника. Вып. 3.) 118 с.

4. З[еленина] Я. Э. Пимен [свт., архиеп. Вел. Новгорода и Пскова]: Иконография // ПЭ. М., 2019. Т. 56. C. 450–451.

5. Зерина Н. Н. Группа икон «Богоматерь Тихвинская с клеймами Сказания» XVI века. К вопросу о датировке и иконографии // Золотой Рожок: Сборник статей о древнерусской культуре и искусстве / Отв. ред. Г. Я. Мокеев. М.: ОГИ, 1999. Вып. 2. С. 78–90.

6. Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. М.; Л.: Наука, 1966. Т. 22. C. 419–436.

7. Иванова И. А. Летописные сведения об иконе «Богоматерь Тихвинская» // ТОДРЛ. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1969. Т. 24. С. 242–244.

8. Игнашина Е. В., Колесникова Л. А., Комарова Ю. Б. Тихвинской образ Пресвятой Богородицы: Сказание в иконе. М.: ИП Верхов С. И., 2013. 76 c.

9. Иконы Москвы XIV–XVI вв. / ЦМиАР; ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М.: Индрик, 2007. С. 195–199, 237–243. Кат. 81, 90 (автор В. М. Сорокатый). (Каталог собрания ЦМиАР. Вып. 2.)

10. Кириллин В. М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия»: Литературная история памятника до XVII века. Его содержательная специфика в связи с культурой эпохи. Тексты. М.: Языки славянских культур, 2007. (Studia philologica.) 312 с.

11. Колесникова Л. А. К вопросу об организации иконописного промысла на Тихвинском посаде XVII века // Уваровские чтения – III: Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность: Материалы научной конференции, посвященной 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря, Муром, 17–19 апреля 1996 г. Муром, 2001. С. 86–89.

12. Мильчик М. И., Шалина И. А. Икона «Богоматерь Тихвинская с 26-ю клеймами чудес» и ее автор Родион Сергиев // ПКНО 1994. М.: Наука, 1996. C. 181–196. 13. На рубеже культур: Тихвин в XVII столетии: Материалы научно-практической конференции. СПб.: Каламос, 2015. 240 с.

13. Образ Богородицы: Иконы XVI – начала XX века. М.: ГИМ, 2012. C. 32–35. Кат. 12 (автор Л. П. Тарасенко).

14. Осень русского Средневековья: Искусство XVII века в собрании Русского музея / ГРМ. CПб.: Palace Editions, 2018. C. 156, 160, 168. Кат. 149, 154, 164 (автор И. А. Шалина).

15. Пивоварова Н. В. Тихвинская икона Божией Матери. СПб.: Метропресс, 2014. (Русская икона: Образы и символы.) 76 с.

16. Преображенский А. С. «Цари и князи и святители живы суще». Об иконографическом статусе сцены моления на древнейших иконах Богоматери Тихвинской с деяниями // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография – история – почитание: Тезисы докладов международной научной конференции, Санкт-Петербург – Тихвин, 24–27 октября 2001 года. СПб., 2001. C. 69–74.

17. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея / ГРМ. СПб.: Palace Editions, 1995. С. 208–209. Кат. 131 (автор И. А. Шалина).

18. Русские иконы в собрании Михаила Де Буара (Елизаветина): Каталог выставки / Авт.-сост. Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М.: ПриПресс Интернэшнл, 2009. С. 85–86, 98, 304–305. Кат. 47.

19. Садарова А. А., Семечкин П. А., Темерина О. С. Сто лет Реставрационному центру имени И. Э. Грабаря // Искусство Евразии. 2018. № 4 (11). C. 107–151.

20. Салтыков А. А. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Л.: Художник РСФСР, 1981. C. 251. Ил. 180–182.

21. Сербина К. Н. Очерки из социально-экономической истории русского города: Тихвинский посад в XVI–XVIII вв. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 488 с.

22. Серебрякова Е. И. К вопросу о типах лицевых рукописных «Книг о Тихвинской иконе Богоматери» XVII–XVIII вв. // Забелинские научные чтения – 2002: Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. М.: [Б. и.], 2003. С. 257–276. (Труды ГИМ. Вып. 136.)

23. Сорокатый В. М. Икона «Богоматерь Тихвинская» и события русской истории конца XV–XVI в. // Искусство Древней Руси и Византии: Итоги исследований 2002 г. / ЦМиАР. М.: [Б. и.], 2003. C. 35–39.

24. Хотеенкова И. А. Иконы XIV–XIX веков в собрании Исторического музея. М.: Северный паломник, 2007. Т. 2. С. 244–399. Кат. 115–134. (Древнерусская живопись в музеях России.)

25. Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле. М.: Изд. дом Максима Светланова, 2003. С. 119–123. Кат. 20 (автор Л. А. Щенникова).

26. Шалина И. А. Тихвинский иконописец Родион Сергиев и вопросы монастырского иконописания XVII века // Филевские чтения: Тезисы шестой научной конференции по проблемам русской художественной культуры XVII – первой половины XVIII в., 20–23 декабря 1999 г. / ЦМиАР. М.: [Б. и.], 1999. C. 93–94.

27. Шалина И. А. Лиддская – Римская икона Богоматери и иконографический архетип Тихвинской иконы // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография – история – почитание: Тезисы докладов международной научной конференции, Санкт-Петербург – Тихвин, 24–27 октября 2001 года. СПб.: [Б. и.], 2001. C. 31–37.

28. Шалина И. А. Сергиев Родион (Сергеев; Иродион) // Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М.: Индрик, 2009. С. 609–616.

29. Шалина И. А. Методы работы иконописцев XVII века по документам архива Тихвинского монастыря // XXIV Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сборник статей. Ярославль: [Б. и.], 2020. С. 77–97.

30. Шалина И. А., Преображенский А. С. Тихвин как крупный центр иконописания XVII века // XXV Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сборник статей. Ярославль: [Б. и.], 2021. С. 94–132.


Рецензия

Для цитирования:


Тарасенко Л.П. Икона «Богоматерь Тихвинская, с клеймами сказания». Secreta Artis. 2021;4(2):48-67. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-2-48-67

For citation:


Tarasenko L. . Icon “The Mother of God Tikhvinskaya With the Tale of its Image” From the Сollection of the Historical Museum. Secreta Artis. 2021;4(2):48-67. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-2-48-67

Просмотров: 282


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)