Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Проблемы организации серии офортов на примере создания выпускной квалификационной работы Елены Гражевской. Руководитель – заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ Алексей Попов

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-1-48-59

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрывается ряд универсальных для произведений изобразительного искусства (включая фотографию и дизайн) законов организации серии двумерных изображений. Авторы обсуждают ключевые принципы создания серии на примере поэтапной работы над пятью офортами Елены Гражевской «Травы». Этот цикл создан под руководством заслуженного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств А. Б. Попова в качестве выпускной квалификационной работы в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Авторы статьи обсуждают задачу выбора форматов композиций и зеркального повтора форматов относительно центрального листа серии на стадии разработки ее предварительных эскизов. В статье уделяется внимание проблеме грамотной композиции пространства в симметричных изображениях (достижения сходной глубины в парных листах серии). Раскрыты основные приемы работы с тональным решением серии: единство и противоположность композиции светов и теней в листах, симметричных относительно центрального. Обсуждается проблема грамотного выбора техники, оптимальной для выполнения данной серии офортов: обосновано сочетание техник акватинты и травленого штриха, что дало возможность соединить детальное предметное рисование с декоративным рисованием акватинтой как композиционно организующим пятном. Раскрываются принципы подбора краски для печати, в частности в связи с использованием живописного эффекта «двухцветной печати» (применения эффекта тепло-холодности одной краски в слоях раз- личной толщины). Материалы статьи будут полезны педагогам и учащимся художественных учебных заведений всех уровней, фотографам и дизайнерам, а также всем, кому интересна проблематика создания серии произведений визуального искусства.

Об авторах

Елена Михайловна Гражевская
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Алексей Борисович Попов
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. 260 лет Российской академии художеств: альбом. М.: Типография P. PR. Studio, 2017. 400 с.

2. XX−XXI век. Графика, живопись: 178 художников / Московский союз художников, Объединение художников графического станкового искусства; [сост. В. Дранишников и др.]. М.: Объединение художников графического станкового искусства, 2007. 348 с.

3. Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2015. 60 с.

4. Александр Суворов. Пространство офорта: альбом. М.: Сканрус, 2006. 160 с.

5. Алексей Попов. Графика. Живопись: альбом. М.: Школа акварели Сергея Андрияки, 2008. 67 с.

6. Григорьев Р. Г. Гравюры Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского в собрании Эрмитажа / Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012. 760 с.

7. Дипломные работы студентов. Первый выпуск. Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки / Автор-составитель: О. В. Волокитина; предисловие: С. Н. Андрияка. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2020. 97 с.

8. Зорин .Л. Н. Эстамп: руководство по графическим и печатным техникам. М.: АСТ: Астрель, 2004. 110 с.

9. Иванова И. Ю. Из рецензий на дипломные работы выпускников Академии // Secreta Artis. 2018. № 3 (03). С. 96−97.

10. Калашников В.Е. Французов Борис Федорович. М.: Художественно-педагогическое издательство, 2010. 160 с.

11. Катафал Й., Олива К. Гравюра. Техники и приемы высокой и глубокой печати. М.: Художественно-педагогическое издательство, 2010. 160 с.

12. Курбатова Н. В. В Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки первая защита дипломных проектов // Secreta Artis. 2018. № 3 (03). С. 87–88.

13. Очерки по истории и технике гравюры: Английская гравюра 18 века / Автор текста и составитель Н. Н. Ковалдина. М.: Изобразительное искусство, 1987. 308 с.

14. Очерки по истории и технике гравюры: Голландский офорт 17 века / Автор текста и составитель Е. С. Левитин. М.: Изобразительное искусство, 1987. 276 с.

15. Очерки по истории и технике гравюры: Гравюры 20 века стран Западной Европы и Америки / Автор текста и составитель К. И. Панас. М.: Изобразительное искусство, 1987. 428 с.

16. Очерки по истории и технике гравюры: Итальянская гравюра 15−18 веков / Автор текста и составитель О. И. Лаврова. М.: Изобразительное искусство, 1987. 184 с.

17. Очерки по истории и технике гравюры: Немецкая гравюра 15−16 веков / Автор текста и составитель Г. С. Кислых. М.: Изобразительное искусство, 1987. 96 с.

18. Очерки по истории и технике гравюры: Нидерландская гравюра 15−16 веков / Автор текста и составитель К. С. Егорова. М.: Изобразительное искусство, 1987. 128 с.

19. Очерки по истории и технике гравюры: Офорты Гойи и западноевропейская гравюра 19 века / Авторы текста и составители О. А. Гасанова и Е. С. Левитин. М.: Изобразительное искусство, 1987. 368 с.

20. Очерки по истории и технике гравюры: Русская гравюра 18 − начала 20 века / Автор текста и составитель Н. И. Александрова. М.: Изобразительное искусство, 1987. 588 с.

21. Очерки по истории и технике гравюры: Французская гравюра 15−17 веков / Автор текста и составитель В. А. Алексеева. М.: Изобразительное искусство, 1987. 212 с.

22. Очерки по истории и технике гравюры: Французская гравюра 18 века / Автор текста и составитель Н. Н. Водо. М.: Изобразительное искусство, 1987. 244 с.

23. Союз художников России. Каталог. М.: Интербук-бизнес, 2004. 664 с.

24. Третьякова Н.Е. Из рецензий на дипломные работы выпускников Академии // Secreta Artis. 2018. № 3 (03). С. 92−93.

25. Художники-педагоги и студенты: альбом. Серия: Продолжая традиции. М.: АртСервис-Медиа, 2017. 104 с.

26. Человек и город: каталог. Иркутск: Типография «Репроцентр А1», 2011. 316 с.


Рецензия

Для цитирования:


Гражевская Е.М., Попов А.Б. Проблемы организации серии офортов на примере создания выпускной квалификационной работы Елены Гражевской. Руководитель – заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ Алексей Попов. Secreta Artis. 2021;4(1):48-59. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-1-48-59

For citation:


Grazhevskaya E.M., Popov A.B. On challenges of arranging a series of etchings as illustrated by Elena Grazhevskaya’s graduate project supervisor – Alexei Popov, honored artist of Russia and associate member of the Russian academy of arts. Secreta Artis. 2021;4(1):48-59. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-1-48-59

Просмотров: 292


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)