Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Иконописная мастерская Соловецкого монастыря. XVII - начало ХХ века

https://doi.org/10.51236/2618-7140-2020-3-3-50-75

Полный текст:

Аннотация

Соловецкий монастырь, основанный в 1429 году, на протяжении нескольких столетий сохранял и поддерживал традиции русской иконописи на Севере. В иконописной палате (здание построено в 1615 году) создавали новые иконостасы, производили ремонт икон из церквей монастыря и вотчинных земель в Поморье. В XVII веке на Соловках в разные годы работало 45 иконописцев, среди них были монахи, монастырские слуги, трудники. В XVIII веке художники поморских вотчин проходили первоначальное обучение в монастырской иконописной школе. Известны семьи потомственных иконописцев Чалковых и Савиных из Сумского посада. Наиболее даровитых учеников монастырь направлял совершенствоваться в Санкт-Петербург и Москву. В 1880 году была открыта соловецкая живописная школа, которая дала азы мастерства многим северным художникам-иконописцам. Копирование и рисунок с натуры были основой учебного процесса, в качестве образцов учащимся предлагали картины, написанные в Академии художеств. Выполненные в мастерской иконы и живописные произведения отличаются характерными стилистическими и технико-технологическими особенностями. Наиболее выдающиеся выпускники школы (А. А. Борисов, Н. Г. Бекряшев) внесли значительный вклад в историю русского искусства. В статье опубликованы новые архивные документы и редкие фотографии.

Об авторе

Татьяна Михайловна Кольцова
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»; Государственный институт искусствознания
Россия


Список литературы

1. Верещагин В. В. На Северной Двине: По деревянным церквам. М.: Типолитография Товарищества И. Н. Кушнерев и К°, 1895. 121 с.

2. Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств: в 2 т. / авт.-сост. О. Н. Вешнякова и др. М.: Северный паломник, 2007. 501 с., 479 с.

3. Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск: СевероЗападное книжное издательство, 1998. 191 с.

4. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск: Типолитография наследников Д. Горяйнова, 1896. Вып. 3. 267 с.

5. Крестьянская живопись Поважья: Из собраний музеев Архангельской области: Каталог / сост. Т. М. Кольцова. М.: Северный паломник, 2003. 366 с.

6. Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области: Каталог выставки / сост. Т. М. Кольцова. М.: СканРус, 2006. 319 с.

7. Полякова О. А., Послыхалина М. В. Подписные и датированные иконы в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино. М.: МГОМЗ, 2013. 155 с.

8. Скопин В. В., Щенникова Л. А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М.: Искусство, 1982. 183 с.

9. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки / Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М.: Белый берег, 2001. 300 с.

10. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 6447а. Л. 11 об.; Д. 7781. Л. 2; Д. 9167. Л. 2 об.; Д. 9756. Л. 3; Оп. 7. Д. 149. Л. 101; Ф. 6. Оп. 1. Д. 225. Л. 71-71 об.; Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2429. Л. 78 об.; Д. 2504. Л. 7 об.; Д. 3300. Л. 19.

11. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 4. Л. 179 об.; Д. 121. Л. 40 об.-41; Д. 149. Л. 7 об.; Ф. 1201. Оп. 1. Д. 802. Л. 1 об.; Оп. 2. Д. 743; Д. 851. Л. 86; Д. 1425. Л. 171 об.-172; Оп. 4. Д. 535. Л. 63; Д. 888. Л. 44, 60, 79; Оп. 5. Ч. 2. Д. 2356. Л. 17; Д. 3012. Л. 5; Д. 4326. Л. 1; Д. 4755. Л. 1, 2; Д. 4789. Л. 1-1 об.; Д. 4862. Л. 2-8 об.; Д. 5120. Л. 20-20 об.; Д. 5549. Л. 29, 39, 41; Д. 5569. Л. 46 об.; Д. 5616. Л. 28, 187, 239, 240.

12. РГИА. Ф. 789. Оп. 8. 1873 г. Д. 166; Оп. 11. 1888 г. Д. 73.


Рецензия

Для цитирования:


Кольцова Т.М. Иконописная мастерская Соловецкого монастыря. XVII - начало ХХ века. Secreta Artis. 2020;(3):50-75. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2020-3-3-50-75

For citation:


Koltsova T.M. Icon-Painting Workshop of the Solovetsky Monastery. 17th - Early 20th Century. Secreta Artis. 2020;(3):50-75. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2020-3-3-50-75

Просмотров: 380


ISSN 2618-7140 (Print)