Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск

Особенности реставрации иконы «Спаситель со свитком в руках»

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются особенности научно-исследовательской реставрации иконы «Спаситель со свитком в руках» работы неизвестного художника. Восстановление этого произведения живописи - один из многочисленных научно-исследовательских проектов, выполняемых студентами Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в рамках изучения дисциплины «Реставрация масляной и темперной живописи» и подготовки выпускных квалификационных работ. Реставрацию находившейся в аварийном состоянии иконы провела студентка 6-го курса Академии И. И. Скоробогатова под научным руководством автора данной статьи. В статье описывается последовательность проведения реставрационных работ; уделяется внимание описанию процессов реставрации деформированной основы, восполнения утрат ее частей, дублирования иконы на новую основу. Также дана информация по восстановлению авторской композиции, удалению поверхностных загрязнений с лицевой и оборотной сторон, подведению реставрационного грунта в местах утрат и выполнению тонировок в цвет авторской живописи. Описаны трудности, возникшие в ходе выполнения реставрационных работ. Даны краткие описания особенностей иконографии и техники живописи. В статье отмечается, что студентами и педагогами Академии отреставрировано много икон XIX-XX вв., которые можно отнести к поздней иконописи (в том числе на аналогичный сюжет, представляющий Господа Вседержителя). Подчеркивается, что такая систематическая работа позволяет собирать информацию по поздней иконе в целях проведения научных исследований русской иконописи XVIII-XIX столетий.

Об авторе

Наталья Сергеевна Веселова
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Россия


Список литературы

1. Бобров Ю. Г. Консервация. Реставрация. Воссоздание. Вопросы терминологии // Художественное наследие: Хранение. Исследование. Реставрация. М.: ВНИИР, 1990. № 13. С. 5-18.

2. Быкова М. А. Икона «Богоматерь Блаженное чрево» (Хабаровская) из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника // Искусство христианского мира: сб. статей. Вып. 3. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2001. С. 179-184.

3. Вздорнов Г. И. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи // Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи. Всесоюзная конференция (Москва, 18-20 ноября 1968 г.) / под общ. ред. Г. И. Вздорнова и Н. А. Гагмана. М.: ВЦНИЛКР, 1970. С. 18-95.

4. Давыдов С. С. Еще раз об обратимости в реставрации // Художественное наследие: Хранение. Исследование. Информация. М.: ГосНИИР; Индрик, 2015. № 28-29 (58-59). С. 81-84.

5. Клокова Г. С. Как сохранить церковные ценности. 2-е изд. М.: ПСТГУ, 2016. 120 с.

6. Подписные иконы XVII - нач. XX в. в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника: каталог / сост. М. А. Быкова, Е. И. Чижикова. Владимир, 2009. 72 с.

7. Реставрация произведений станковой масляной живописи: уч. пособие для средних художественных заведений / науч. ред. И. П. Горин, З. В. Черкасова. М.: Искусство, 1977. 223 с.

8. Реставрация произведений станковой темперной живописи: уч. пособие для высших учебных заведений / науч. ред. Г. С. Клокова. М.: ПСТГУ, 2013. 240 с.

9. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX вв. В 2 т. / сост., вступ. статья и примеч. Ю. И. Гринберга. СПб.: Пушкинский фонд, 1998, Т. II. 400 с.

10. Технология и исследование произведений станковой и настенной живописи: уч. пособие для студентов художественных вузов и художественных училищ / под ред. Ю. И. Гринберга. М.: ГосНИИР, 2000. 180 с.

11. Филатова В. В., Камчатнова Ю. Б. Наименования и надписи на иконных изображениях: cправочник для иконoписцев. М.: Православная педагогика, 2004. 352 с.

12. Ходаков М. А. Хрестоматия по иконоведению. М.: ПСТГУ, 2015. 172 с.

13. Художники-педагоги и студенты: альбом. Серия: Продолжая традиции. М.: АртСервис-Медиа, 2017. 104 с.

14. Яхонт О. В. Вопросы подлинности памятника и современное состояние этой проблемы // Художественное наследие: Хранение. Исследование. Информация. М.: ГосНИИР; Индрик, 2015. №. 28-29 (58-59). С. 107-111.

15. Яхонт О. В. Копирование в реставрации: история и современное состояние вопроса // Художественное наследие: Хранение. Исследование. Информация. М.: ГосНИИР; Индрик, 2015. № 30 (60). С. 187-200.

16. Яхонт О. В. О подлинности музейных произведений и так называемых категориях ценности в реставрации // Проблемы консервации и атрибуции произведений искусства. М.: ГосНИИР, 2010. Вып. 10. С. 300-311.


Рецензия

Для цитирования:


Веселова Н.С. Особенности реставрации иконы «Спаситель со свитком в руках». Secreta Artis. 2019;(2):58-69.

For citation:


Veselova N.S. Specificities of the Restoration of the Icon «Savior with a Scroll in His Hands». Secreta Artis. 2019;(2):58-69. (In Russ.)

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)