Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Композиции пейзажа: предписания европейской художественной школы XIX столетия. Часть 1: линейная композиция (перевод и комментарий Дарьи Фомичевой)

Полный текст:

Аннотация

Публикация представляет собой сокращенный адаптированный перевод и комментарий к тексту классического пособия по линейной композиции пейзажа, автором которого является один из ведущих английских художников-педагогов XIX столетия Н. Э. Грин (1823-1899). Н. Э. Грин рассматривает многочисленные аспекты линейной композиции пейзажа, включая проблемы выбора пейзажного мотива, его удачного ракурса, способы передачи глубины пространства, приемы виньетирования и конденсации, задачи профессиональной работы с линиями, компоновки фигур в пейзаже. В комментарии Д. В. Фомичевой, дополняющем рекомендации Н. Э. Грина, широко привлекаются материалы наиболее популярных в XIX в. самоучителей для художников, многократно публиковавшихся в Англии, Франции, Германии и России. Данные материалы подтверждают существование глубоко разработанной теоретической базы композиции в классической европейской художественной школе. Современному художнику знание классической теории линейной композиции пейзажа дает ключ к пониманию общих принципов сочинения живописных произведений XIX в., так как законы композиции были едины во всех жанрах живописи. Помимо этого, данные материалы позволяют получить представление о предшествующих школах живописи, реконструировать многие забытые ценные элементы классических методик преподавания.

Об авторе

Натаниэль Грин

Россия


Список литературы

1. Дитрих Ф. Практическое руководство к живописи масляными красками, акварелью, по дереву; фрески, миниатюры, брызгание по дереву и проч. / пер. с 16-го испр. и доп. нем. изд. / под ред. кл. худож. И. А. Пасса. СПб.: Изд. кн. скл. В. И. Губинского, 1903. 258 с.

2. Иеннике Ф. И. Живопись масляными красками: полное практическое руководство к изучению живописи масляными красками / пер. с нем. и доп. по соч. проф. Ф. А. Гупиля П. Александровым. СПб.: Книгоиздательство «А. Ф. Сухова», 1914. 142 с.

3. Иеннике Ф. И. Руководство к живописи масляными красками / полн. пер. с 4-го нем. изд. и доп. Л. Соловьева. 2-е изд. СПб.: Изд-во В. И. Губинского, [1909]. 208 с.

4. Кассань А. Руководство к рисованию акварелью / пер. с фр. О. Кочетовой. 2-е изд. СПб.: Тип. и хромолит. П. П. Сойкина, 1893. 224 с.

5. Китайская классическая Книга перемен. Канон «И цзин»: В 2 т. / пер. с древнекит. и исслед. Ю. К. Шуцкого; сост., ст., био- и библиогр. А. И. Кобзева; ст. В. М. Алексеева; примеч. А. И. Кобзева и Н. И. Конрада. Т. I. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-пресс, 2000. 477 с.

6. Оптический и механический магазин O. Рихтера. Петербург. Производство оптических, механических, метеорологических, физических, технических, химических, медицинских приборов и других снарядов и инструментов, всякого рода вспомогательных предметов и коллекций для естествознания, принадлежностей для фабрик, сельского хозяйства и т. д. СПб., 1900. 356 с.

7. Первухин Л. П. Новая полная школа для самообучения художественной живописи: рисование карандашом, тушью, сепией, акварельными и масляными красками, тушью и пастельными карандашами по бумаге, картону, полотну, бархату, атласу и дереву: изучение живописи по новейшим упрощенным методам: в 2 ч. и 4 отд., с атласом копий с оригиналов знаменитых художников для копирования и очерком В. Б. «Искусство живописи и жизнь». 2-е изд. [М.]: Тип. «Печать и гравюра», [1908]. 216 с.

8. Робер К. Руководство к живописи масляными красками, акварелью и пастелью / под ред. худож. Г. К. Венига. Пер. с фр. 2-е изд. СПб.: Изд-во В. И. Губинского, 1901. 272 с.

9. Фёлькер И. В. Живопись масляными красками: Практическое руководство по пейзажу, портрету и жанру. СПб.: Изд. В. С., 1889. 180 с.

10. Crayon W. Golden rules: a Practical Guide for Pencil and Colour Sketches from Nature. 4th edition, revised, extended, and illustrated. London: Lechertier, Barbe, & Co, [1881]. 125 p.

11. Green N. E. Hints on Sketching from Nature. Part I. 27th ed. London: George Rowney and Company, [s. a.]. 52 p.

12. Green N. E. Hints on Sketching from Nature. Part II: Light and Shade. 23rd ed. London: George Rowney and Company, [s. a.]. 40 p.

13. Green N. E. Hints on Sketching from Nature. Part III: Colour. 28th ed. London: George Rowney and Company, [s. a.]. 68 p.

14. Littlejohns J. Sketching from Nature in Line and Tone. London: Winsor & Newton, [s. a]. 36 p.

15. Maillet A. The Claude Glass. Use and Meaning of the Black Mirror in Western Art. New York: Zone Books, 2004. 300 p.

16. Noble R. P. A Guide to Water Colour Painting: With an Illustration in Colours. 18th edition. London: George Rowney and Company, 1850. 58 р.

17. Rowbotham T. L. The Art of Sketching from Nature. 49th edition. London: Winsor & Newton, 1884. 68 p.


Для цитирования:


Грин Н. Композиции пейзажа: предписания европейской художественной школы XIX столетия. Часть 1: линейная композиция (перевод и комментарий Дарьи Фомичевой). Secreta Artis. 2019;(2):16-32.

For citation:


Green N. Landscape Composition: Prescriptions of the European School of Fine Arts of the 19th Century. Part I: Linear Composition (translation and commentary by Daria Fomicheva). Secreta Artis. 2019;(2):16-32. (In Russ.)

Просмотров: 31


ISSN 2618-7140 (Print)