Preview

Secreta Artis

Расширенный поиск

КАРТИНА А. А. ПЛАСТОВА «ВЕСНА». К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена изучению истории создания и эволюции замысла одной из самых известных картин А. А. Пластова «Весна» (1954). Работа с обнаженной натурой была важной частью творческой лаборатории мастера, о чем свидетельствуют как рисунки и графические композиции, так и станковые картины: «Купание коней», «Трактористки», «Суббота», «Весна» и другие. Большую роль в формировании оригинального пластического языка художника играл опыт изучения репрезентации обнаженного тела в мировом искусстве - от Рубенса и Ватто до Ренуара и Сезанна. Исследуя историю создания работы и подготовительный материал к картине «Весна», автор приходит к выводу, что пластическое решение фигуры восходило не к натурному живописному этюду, а к известному типу скульптурной композиции «Венера на корточках», или «купающаяся Афродита», выдающимися примерами которой могут считаться «Венера Лели» (экспозиция Британского музея), «Vénus accroupie» (Лувр). В поисках эстетически оправданного решения художник отказался от традиционной модели построения перспективы и использовал два варианта перспективного сокращения - для верхнего пейзажа и нижней части картины. Выбор низкой точки горизонта был связан с задачей преодоления натуралистической деформации тела в перспективе с близкого расстояния, что происходило в натурных этюдах. Важное значение при этом имели фотоэтюды, позволявшие «смоделировать» низкий горизонт и определить наиболее удачную точку зрения. Художник стремился найти формулу «идеального» тела. Анализ подготовительного материала свидетельствует о движении замысла картины от бытового сюжета к метафоре, к поэтике «бессобытийного жанра». Картина «Весна» и другие «поэсии» Пластова 1950-х годов («Ужин трактористов», «Родник», «Юность», «Летом») ознаменовали новый этап как для творчества мастера, так и для всего отечественного искусства второй половины ХХ века.

Об авторе

Татьяна Юрьевна Пластова
Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова
Россия


Список литературы

1. Венера Советская: К 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции / Русский музей. СПб.: Palace Editions, 2007. 274 с.

2. Епишин А. С. Триумф «пролетарского тела»: Репрезентация телесности в раннесоветской живописи 1930-х годов // Пластовская осень: Международная ассамблея художников, Ульяновск, 24-26 сентября 2013 года. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2014. С. 165-167.

3. Иогансон Б. Всесоюзная художественная выставка 1954 года: Всенародный смотр // Искусство. 1955. № 2. С. 6-10.

4. Каменский А. Тема и образ: (Заметки с выставки) // Искусство. 1955. № 2. С. 11-19.

5. Кларк К. Нагота в искусстве: Исследование идеальной формы. СПб.: Азбука-классика, 2004. 478 с.

6. Круглов В. К. Русский неоклассицизм // Неоклассицизм в России / Русский музей. СПб.: Palace Editions; Graficart, 2008. С. 13-29.

7. Леняшин В. А. Единица хранения: Русская живопись - опыт музейного истолкования. СПб.: Золотой век, 2014. 438 с.

8. Пластов А. А. От этюда к картине // Аркадий Александрович Пластов: 1893-1972: Каталог произведений / Сост. Н. М. Августинович, Н. К. Комова, Н. Н. Мазуренко; под общей редакцией Н. А. Пластова. Л.: Художник РСФСР, 1977. С. 10-13.

9. Пластова Т. Ю. Античная тема и мифологические сюжеты в творчестве А. А. Пластова и проблемы неоклассицизма в русском искусстве XX века // Искусствознание: Журнал по теории и истории искусства. 2013. № 1-2. С. 495-512.

10. Пластова Т. Ю. Почва и судьба // Аркадий Пластов: Почва и судьба: К 120-летию со дня рождения / Русский музей. СПб.: Palace Editions, 2013. С. 29-41.

11. Пластова Т. Ю. Любовь земная и любовь небесная. Образ женского тела в творчестве А. Пластова и традиции европейской живописи // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА: Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения. 2014. № 2. С. 261-270.

12. Пластова Т. Ю. Творчество А. Пластова и европейский пластический сюжет // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА: Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения. 2019. № 2. Ч. 1. С. 142-150.

13. Пластова Т. Ю. Образ прекрасной купальщицы // Собрание: Искусство и культура. 2019. № 9 (54). С. 84-99.

14. Rubens: The Power of Transformation / Ed. by G. Gruber, S. Haag, S. Weppelmann, J. Sander. Munich: Hirmer, 2017. 312 p.

15. Socialist Realisms: Soviet Painting 1920-1970. Milano: Skira, 2012. 295 p.

16. Swanson V. G. Hidden Treasures: Russian and Soviet Impressionism, 1930-1970s. Scottsdale: Fleischer Museum, 1994. 205 p.


Рецензия

Для цитирования:


Пластова Т.Ю. КАРТИНА А. А. ПЛАСТОВА «ВЕСНА». К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ. Secreta Artis. 2020;(1):3-30.

For citation:


Plastova T.Yu. “SPRING” BY A. A. PLASTOV: THE HISTORY OF CREATION. Secreta Artis. 2020;(1):3-30. (In Russ.)

Просмотров: 824


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7140 (Print)